Большинство агрегатов современного машиностроения собираются из узлов и механизмов, валы которых соединяют муфтами, обеспечивая этим их кинематическую и силовую связь.
Муфта механическая представляет собой устройство, назначение которого — соединение между собой концов двух валов с деталями, свободно сидящими на них (звездочками, зубчатыми колесами и пр.) и передача крутящего момента. Механическая энергия передается муфтой без изменения ее величины. Расположение валов может быть на одной оси или под углом.
Эти устройства в ряде случаев выполняют следующие задачи:
• Осуществляют силовую и кинематическую связь между валом и установленными на нем зубчатыми колесами, звездочками, шкивами и непосредственно между самими валами.
• Компенсируют несоосность соединяемых валов, причинами которой бывают: их деформация при эксплуатационных нагрузках, неизбежные монтажные отклонения, тепловые воздействия.
• Амортизируют и гасят колебания внешней нагрузки.
• Способствуют сохранности деталей от разрушения при перегрузках.
• Применяются для включения/отключения рабочего механизма без остановки двигателя.
Существует множество конструкций муфт: это обусловлено разнообразием требований, предъявляемых к ним, и различия в условиях работы. Эти устройства классифицируют на группы по нескольким признакам.
По принципу действия:
• Сцепные. Допускают быстрое сцепление и расцепление между валами при работающем двигателе. Их использование допускается при соблюдении строгой соосности валов. Сцепные муфты должны иметь невысокую изнашиваемость при многочисленных переключениях, малый нагрев, быстро и легко включаться. По принципу работы их подразделяют на две группы — кулачковые и фрикционные.
• Самоуправляемые. При изменениях заданного режима работы агрегата автоматически разъединяют и сцепляют валы. Они бывают обгонные, центробежные и предохранительные.
• Жесткие. Обеспечивают жесткое соединение валов. Вместе с моментом вибрации передают толчки и удары.
• Упругие. Отличаются наличием упругих элементов (втулок резиновых, пружин и т.д.), благодаря чему при передаче крутящего момента происходит амортизация (смягчение) вибраций, ударов, толчков.
• Компенсирующие. Уменьшают дополнительные нагрузки от отклонений соосности на валы и подшипники, благодаря подвижности жестких деталей.
По конструктивному исполнению механические муфты бывают:
• Кулачковые.
• Зубчатые.
• Фланцевые.
• Шариковые.
• Втулочные.
• Втулочно-пальцевые.
Механическая муфта применяется для соединения валов и передачи вращательного момента в разных отраслях промышленности: нефтедобывающей, металлургической, химической, машиностроении, судостроении, ядерной энергетике.
Также смотрите
Комментарии