Генератор на тракторы К-700 и К-701 (Г-287Д): схема

На тракторы моделей К-700 и К-701 ставят генератор переменного тока Г-287Д, который дополнительно оснащен реле-регулятором РР-385Б. В сегодняшней статье мы рассмотрим их приницп работы и приведем подробную схему с описанием.

Генератор К-700 и К-701

Генератор Г-287Д устанавливают на трактор К-701 и К-700. Он представляет собой трехфазную, синхронную, электрическую машину переменного тока с электромагнитным возбуждением, со встроенным кремниевым выпрямителем. Генератор работает в комплекте с реле-регулятором РР-385Б.

Схема генератора Г-287Д

generator-g287d

Статор 9 генератора набран из тонких листов электротехнической стали, изолированных один от другого слоем лака. На внутренней поверхности статора равномерно по окружности расположены семнадцать пазов, в которые уложены обмотки 7 катушек. Каждая, за состоит из шести последовательно соединенных обмоток катушек. Фазы соединены «треугольником».

Ротор состоит из вала 13 с напрессованной втулкой 14, на которую намотана обмотка 15 возбуждения, и стальных полюсных наконечников 8, закрывающих обмотку 15 возбуждения. Концы этой обмотки припаяны к двум медным контактным кольцам 1. На валу 13 ротора крепятся крыльчатка 16 вентилятора и шкив 12. Ротор вращается в шарикоподшипниках 2 и 11.

На крышке 18 установлен щеткодержатель 5, в каналах которого находятся две меднографитовые щетки 4. К одной из них, изолированной от «массы», подводится питание от аккумуляторных батарей, а вторая присоединена к корпусу генератора. В крышку 18 вмонтирован выпрямительный блок 17. На этой крышке имеются три клеммы. Одна со знаком «+» служит для соединения с такой же клеммой амперметра, вторая со знаком «-» — для соединения с опусом реле-регулятора, а третью «Ш» соединяют с клеммой реле-регулятора, имеющей такое же обозначение.

При вращении ротора переменный магнитный поток, пересекающий трехфазную обмотку статора 9, изменяет свое направление и знание. Вследствие этого в обмотке 7 катушек индуцируется переменяя электродвижущая сила, которая создает переменный ток, преобразующийся в постоянный в кремниевом выпрямительном блоке 17.

Напряжение генератора зависит от частоты вращения ротора и его магнитного потока (т. е. от тока, протекающего по обмотке 15 возбуждения).Для увеличения напряжения генератора на минимальной частоте ращения ротора обмотку возбуждения подключают к аккумуляторной батарее.

Реле-регулятор автоматически поддерживает напряжение в сети: летом —в пределах 13,5…14,3 В и зимой —14,3… 15,5 В. Принцип действия реле-регулятора основан на том, что напряжение, создаваемым реле-генератором, пропорционально току в обмотке возбуждения.

Схема реле-регулятора РР-385Б

Реле-регулятор (смотрите монтажную схему) состоит из регулятора напряжения PH, реле защиты РЗ транзистора. Регулятор напряжения включает, себя транзистор Т, который регулирует ток возбуждения генератора, входного ДВ и гасящего ДГ, диодов, электромагнитного реле Р, резисторов Ry, Rт, Rд RK, Rб и Rп.
montazhnaya-sxema-rele-regulyatora-pp-385b

Электромагнитное реле имеет две пары переключающихся контактов: нормально разомкнутые К1, нормально замкнутые К2.

Транзистор включен в цепь обмотки возбуждения, и его эмиттер имеет положительный потенциал, так как через входной диод Дв он соединен с клеммой «+». Между базой транзистора и клеммой реле-регулятора включены нормально разомкнутые контакты К1, которые управляют транзистором.Для защиты транзистора от коротких замыканий в цепи обмотки возбуждения установлено электромагнитное реле РЗ с парой нормально разомкнутых контактов, соединенных параллельно с контактами К1.

При малой частоте вращения коленчатого вала дизеля, а следовательно, и ротора генератора обмотка реле, питаемая в этот момент от аккумуляторных батарей, создает электромагнитное усилие, недостаточное, чтобы притянуть якорь PH. Поэтому контакты К1 разомкнуты, а К2 замкнуты.

Цепь тока управления транзистора: вывод «+» батареи — клемма В — диод ДВ —переход «эмиттер — база» — резистор RБ— корпус («масса») — вывод «-» батареи. Вследствие прохождения тока управления транзистор открывается и через него проходит ток в обмотку возбуждения генератора.

Ток протекает по следующей цепи: вывод «+» батареи — клемма В — диод Д —эмиттер — коллектор — клемма CK1 —клемма Ш — обмотка возбуждения генератора — «масса» —вывод «—» аккумуляторной батареи.
Когда на клемме В напряжение достигнет значения, при котором электромагнитное усилие, создаваемое обмоткой реле, станет больше усилия пружины, произойдет притяжение якоря к сердечнику.

Поэтому контакты К1 замкнутся, а контакты К2 разомкнутся. Теперь от клеммы В реле-регулятора, соединенной с одноименной клеммой выпрямителя генератора, ток пойдет через замкнутые контакты К1 и резистор R6. При этом потенциал базы транзистора будет выше потенциала эмиттера на столько, на сколько уменьшилось напряжение на клеммах диода Дв. Транзистор «запирается», и путь тока возбуждения генератора будет такой: клемма В генератора — клемма В реле-регулятора —диод Дв— резистор СК1 — резистор Rу — клемма СК1 — зажим Ш реле-регулятора — зажим Ш генератора — обмотка возбуждения генератора — «масса» — вывод «-» генератора. При понижении напряжения генератора уменьшится сила тока в обмотке PH и якорь снова отойдет от сердечника, размыкая контакты К1; транзистор вновь откроется и описанный ранее процесс повторится. Таким образом, при работе PH контакты К1 и K2 периодически замыкаются и размыкаются.

В момент замыкания контактов К1 резко уменьшается сила тока в цепи возбуждения генератора, поэтому в обмотке возбуждения индуктируется электродвижущая сила самоиндукции, направление которой будет совпадать с направлением основного тока. Для того, чтобы предотвратить пробой транзистора, в цепь возбуждения включен диод Д1.

Цепь тока самоиндукции следующая: обмотка возбуждения — «масса» —диод Д1 — клемма Ш реле-регулятора — клемма Ш генератора — обмотка возбуждения.

При замыкании на «массу» в цепи обмотки возбуждения или цепи обмотки статора генератор электроэнергию вырабатывать не будет. Якорь PH отходит от сердечника, контакты K1 замыкаются, и в обмотке РЗ будет проходить ток от аккумуляторной батареи. Контакты РЗ замыкаются, и на базу транзистора попадает плюсовой потенциал от аккумуляторной батареи. Транзистор запирается, и ток короткого замыкания отключается от него. Когда будет устранено замыкание на «массу», произойдет самовозврат схемы в исходное состояние. Переключатель посезонной регулировки имеет два положения: «Л» (лето) и «3» (зима). Эти обозначения нанесены на корпус реле-регулятора. Специальным винтом регулируют напряжение. Зимой значение регулируемого напряжения должно быть выше на 0,7…1,2 В.

Оценка статьи:
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Нет оценок)
Загрузка...
Поделиться с друзьями:

Также смотрите

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *