Раздаточная коробка МТЗ-80 и МТЗ-82

Раздаточная коробка (раздатка) — устройство, которое необходимо для передачи крутящего момента от мотора на колёса и распределения этого усилия между ними. На тракторе «Беларус» главная задача раздаточной коробки:

Распределение усилия между мостами для идеальной проходимости трактора. Раздатка гарантирует отсутствие «циркуляции мощности».
Гарантия надёжного устойчивого движения на малых оборотах с максимальным крутящим моментом.
Увеличение крутящего момента на каждом колесе для лёгкого прохождения бездорожья.
С точки зрения механики, раздатка МТЗ-80 и МТЗ-82 — простой редуктор с одной передачей. Этот редуктор шестерёнчатого типа. Он имеет роликовую муфту. Муфта имеет возможность свободно перемещаться в одну сторону. Ещё в её конструкции предусмотрен механизм, который способен подключать и отключать, блокировать эту муфту. Располагается раздатка в специальном корпусе. Он стоит на паре штифтов, прикреплён болтиками к крышке основной коробки скоростей справа. В устройство раздатки входят десятки деталей. Среди них шестерни, болты и гайки, оси, пружины, рукоятка и тяга, муфты с зубьями, рычаги для управления, штифты и сам корпус раздатки.

Принцип работы

Шестерёнка раздатки всегда сцеплена со вспомогательной шестерёнкой. Эта шестерёнка находится на валу в одном из отделов основной коробкой скоростей трактора. Она получает крутящий момент от вторичного вала главной коробки. Поэтому шестерёнка раздатки при любых передачах одновременно подключает к действию передние ведущие колёса в момент срабатывания муфты независимого хода. Или действует при специальном подключении.

razdatka-mtz-80-sxema

Эта шестерня сделана в виде одного целого с наружной частью муфты свободного вращения и имеет внутренний зубчатый венец для принудительного блокирования. Пазы с профилем шестерёнки имеют 8 роликов с заклинивающей функцией. Они подпружинены штифтами. Штифты и пружинки входят в просверленные отверстия шестерёнки и блокируются в них пробками. Ведомая внутренняя обойма муфты независимого вращения ставится на вал коробки и способна совершать вращательные движения по отношению к валу.

В обойме предусмотрен внутренний венец. Этот венец даёт возможность соединения с муфтой, сидящей на шлицах вала и имеющей возможность передвигаться. Наружная шестерня способна поворачиваться по отношению к внутренней обойме благодаря подшипникам. Передаточные соотношения обоих мостов трактора и траектории перемещения колёс продуманы так, что если задние колёса не буксуют, наша шестерня с обоймой муфты снаружи крутится приблизительно на 4 процента медленнее. Она получает крутящий момент от главной коробки передач, а внутренняя обойма получает крутящий момент от трансмиссии колёс спереди.



При таком передвижении тракторные колёса спереди крутятся в ведомом режиме, а ролики находятся в расклиненном состоянии и не мешают свободно крутиться шестерёнке обоймы. В момент пробуксовки задних колёс величина вращения колёс впереди и привода уменьшается, а это приводит и к уменьшению оборотов обоймы. Если количество оборотов становится одинаковым у шестерёнки и обоймы, происходит заклинивание роликов раздатки трактора. Благодаря этому они вклиниваются и объединяются в единое целое. Получается подключение передних колёс в ведущий режим движения.

Режим движения с автоматическим подключением передних колёс считается главным. Вынужденное подключение передних колёс применяется при острой необходимости передвижения задним ходом. Ещё при продолжительной эксплуатации трактора при значительном буксовании. Пример — рекультивация земель, пахотные операции. В таком случае муфта с зубьями входит в зацепление с зубьями внутри шестерни. Происходит блокировка муфты свободного вращения. Шестерня и вал становятся соединёнными жёстко.

Если передние колёса вращаются принудительно, то при торможении колёс сзади это отражается и на колёса впереди. Для качественного и безопасного торможения рекомендуется применять принудительное движение передних колёс при передвижении на опасных спусках и зимних обледенелых трассах. Управление раздатки происходит при помощи зубчатой муфты. Она перемещается по шлицам вала при помощи вилки. Имеется три определённых положения:

муфта отсоединена,
муфта подключена,
муфта заблокирована.
Управлять этой муфтой можно благодаря тяге и рукояти. Они выведены в кабинку тракториста. Сила, приложенная к тяге, передаётся на наружный рычажок. Он крепится на поворотном валу при помощи штифта. К валу приварен внутренний рычажок. Он проворачивает вилку, вилка попадает в кольцевой паз муфты с зубцами и передвигает её в нужное место.



Оценка статьи:
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Нет оценок)
Загрузка...
Поделиться с друзьями:

Также смотрите

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *