Стартер для трактора К-700 и К-701 (СТ-103А-01)

Стартер – неотъемлемый механизм любой системы электрооборудования трактора. На «Кировца» К-700 и К-701 устанавливают стартер СТ-103А-01. Сегодня мы рассмотрим его «под прицелом», приведем полную схему и до мелочей объясним общий механизм действия.

Стартер для К-700 и К-701

Стартер СТ-103А-01 установлен на тракторе К-701 и К-700. Он необходим для пуска дизеля. Его составные части такие же, как и у стартера СТ-362. Мощность стартера 8,1 кВт, питается он электрическим током напряжением 24 В.

Схема стартера СТ-103А-01

Электродвигатель стартера — постоянного тока с последовательно включенной обмоткой возбуждения. Его конструкция для стартера СТ-103А-01 мало отличается от конструкции электродвигателя стартера СТ-362, за исключением механизма привода, который устроен следующим образом.

starter-103a-01

На валу 11 установлено кольцо 13, а по винтовой нарезке вала может передвигаться шестерня 14 с ведущей гайкой 15. На рычаге 8 имеется палец, который входит в винтовой паз 18 стакана 9, свободно установленного с втулкой 17 на валу 11. При включении стартера сердечник 7 тягового реле через рычаг 8 и стакан 9 перемещает гайку 15, а, следовательно, и шестерню 14 по резьбе вала 11 до упора в кольцо 13 и вводит шестерню в зацепление с венцом маховика дизеля. Как только тяговое реле включает в электрическую цепь стартер, его вал 11 через шестерню 14 начнет вращать маховик дизеля.

При вращении вала 11 вследствие трения о него втулки 17 вращается стакан 9. При этом он движется винтовым пазом 18 по пальцу рычага 8 и занимает первоначальное положение, освобождая место для обратного перемещения шестерни 14.



После пуска дизеля венец его маховика будет вращать шестерню 14 значительно быстрее вала 11, поэтому шестерня выйдет из зацепления с венцом маховика и по резьбе вала передвинется в первоначальное положение. Пружина 16 смягчает удар шестерни о стакан 9.

Тяговое реле 6 отличается от рассмотренного ранее наличием двух обмоток — втягивающей и удерживающей.

Для получения напряжения 24 В, необходимого для питания стартера и электродвигателя привода маслозакачивающего насоса, специальным переключателем ВК30-Б переключают аккумуляторные батареи напряжением 12 В с параллельного соединения на последовательное. Переключатель ВК30-Б состоит и контактной коробки 2 с выводными зажимами на торце: М, «+» Б2 (1), «—» Б2 (11), «+» Б1, PC (10).
К зажиму М подключают провод от зажима выключателя 3 «массы», к зажиму «+» Б2 — провод от вывода «+» правой аккумуляторной батареи 15. Этот же вывод соединен с зажимом тягового реле стартера 1. К зажиму «—» Б2 подключают провод от вывода «—» правой аккумуляторной батареи. Зажим „+“ Б1 соединен с выводом „+“ левой аккумуляторной батареи 4 и с проводом от зажима “-“ амперметра. Провод от зажима электродвигателя 16 маслозакачивающего насоса присоединен к зажиму PC.

На боковой поверхности переключателя 9 имеются два зажима обмотки его электромагнита. К одному из них подключен провод от пусковой кнопки 7, а к другому — «масса».
При включении стартера вначале нажимают на кнопку 6, соединяя зажимы аккумуляторных батарей 4 и 15 с «массой».

Переключатель ВК30-Б, аккумуляторных батарей

Для дальнейшего понимания работы стартера приведем схему переключателя ВК30-Б и дадим её пояснение.

perekluchatel-bk30-b

При этом на щитке приборов загорается контрольная лампа 5. Затем нажимают на кнопку 7, и по обмотке электромагнита переключателя 9 проходит ток от аккумуляторных батарей 4 и 15, создавая электромагнитное поле, которое перемещает сердечник вправо, как указано на схеме стрелкой. При этом размыкаются контакты 13 (9 — на схеме переключателя) прерывателя и прерывается цепь зарядки аккумуляторных батарей от генератора. Сердечник, продолжая движение, замыкает контакты 10 (3 на переключателе) и дополнительные контакты 11 (5— на переключателе). Замкнутые контакты 10 включают аккумуляторные батареи 4 я 15 последовательно, а замкнутые дополнительные контакты 11 включают в цепь электродвигатель 16 маслозакачивающего насоса. Давление в смазочной системе начнет повышаться, и, когда оно достигнет 0,15 МПа, можно включить стартер. Для этого, не отпуская кнопку 7, нужно перевести включатель 8 в фиксированное положение, означающее, что стартер подключен.

Электрическая схема включения стартера СТ-103А-01

Приведем схему

eletricheskaya-sxema-startera-st-103

Теперь одновременно с работой электродвигателя маслозакачивающего насоса ток подается на обмотку реле 14 (РС502), контакты которого нормально разомкнуты. Контакты реле замыкаются, и реле включает в электрическую цепь тяговое реле 2 стартера. Путь тока при этом такой: вывод „+“ аккумуляторной батареи 15 — зажим Б реле — замкнутые контакты реле — зажим С реле — втягивающая обмотка В тягового реле —обмотка якоря стартера У —обмотка катушек возбуждения стартера — «масса»— вывод аккумуляторной батареи 4— вывод аккумуляторной батареи 4 — зажим „+“ Б1 (смотрим схему переключателя) переключателя —диск переключателя — зажим «-» Бг переключателя —вывод «-» аккумуляторной батареи 15.

В тяговом реле подвижный сердечник 7 (схема стартера) втягивается, поворачивает рычаг 8, и шестерня 14 стартера входит в зацепление с венцом маховика коленчатого вала дизеля. Одновременно контактный диск 17 тягового реле замкнет контакты зажимов стартера, соединив их с аккумуляторными батареями 4 и 15. Путь тока такой: вывод «+» аккумуляторной батареи 15 — верхний контакт тягового реле — контактный диск 17— нижний контакт тягового реле — обмотка якоря стартера 1 — обмотка катушек возбуждения стартера 1 — «масса» — вывод «-» аккумуляторной батареи 4 — вывод «+» аккумуляторной батареи 4 — зажим «+» Б1 переключателя —диск переключателя — зажим «—» Б2 переключателя — вывод «-» аккумуляторной батареи 15.

Тяговое реле 2 стартера имеет обмотку У (удерживающая), включенную параллельно. В обмотках В и У ток идет в одном направлении, за счет чего достигается сильное намагничивание сердечника. Диод Дг обеспечивает гашение электродвижущей силы самоиндукции обмотки тягового реле 2.

После пуска дизеля выключают кнопку 7. Обмотка переключателя ВК30-Б обесточивается, и под действием пружины переключателя шток займет первоначальное положение. Разомкнутся контакты 10 и 11, а замкнутся контакты 13, т. е. контакты переключателя возвратятся в исходное положение. Поэтому прервется цепь питания электродвигателя 16 маслозакачивающего насоса, и аккумуляторные батареи переключатся с последовательного на параллельное соединение.

На рисунке не показана блокировка стартера, не позволяющая пустить дизель при включенной передаче трактора.

У трактора Т-150 в электрической схеме тоже предусмотрено блокирующее устройство, исключающее пуск пускового двигателя при включенных диапазонах и заднем ходе трактора. Для этого на крышке коробки передач установлен включатель 57 (смотреть схема электрооборудовании Т-150), который при включенной передаче замыкает первичную обмотку магнето на «массу», выключая зажигание.
Электрические схемы тракторов предусматривают подачу напряжения через штепсельные розетки 32 для для подключения приборов освещения и сигнализации прицепных машин.



Оценка статьи:
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Нет оценок)
Загрузка...
Поделиться с друзьями:

Также смотрите

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *