Технология вспашки полей и обработки почв

Чем лучше проведена вспашка, тем меньше нужно проводить дополнительных обработок, тем лучше условия для развития растений. Выровненная поверхность вспаханного поля — необходимое условие высокопроизводительной работы агрегатов при выполнении всех последующих операций.

Агротехнические требования

Для всех видов вспашки с оборотом пласта должны соблюдаться следующие требования: допустимое отклонение средней глубины пахоты от заданной ±5% (обычно 0,01…0,02 м); превышение ширины захвата по сравнению с расчетной — не более 5%; искривление рядов — не более ±0,01 м на 500 м длины гона; пласт почвы должен быть полностью перевернут, а сорные растения, пожнивные остатки и удобрения полностью зaпаханы; — поверхность вспаханного поля должна быть ровной, слитной, без открытых и скрытых огрехов.

Допустимая высота гребней должна составлять не более 0,05 м, длина профиля — не более 10,7 м на отрезке 10 м; число глыб размером более 0,1 м при вспашке полей с оптимальной влажностью почвы — не более 15%; свальные гребни и разъемные борозды после вспашки должны быть разделаны и выровнены. Высота свальных гребней и глубина разъемных борозд— не более 0,07 м; поворотные полосы и края поля должны быть вспаханы; огрехи не допускаются.

Способы движения и подготовка поля

Поле предварительно осматривают и освобождают от пожнивных, растительных остатков и посторонних предметов. Направление движения агрегатов выбирают, исходя из следующих соображений.

На равнинных участках с большими размерами полей ежегодно меняют направление вспашки. На узких и длинных полях пашут вдоль длинной стороны, ежегодно меняя местами загоны пахоты всвал и вразвал. На участках, подверженных водной эрозии, пашут поперек склона.
При выборе способа движения стремятся к минимальному числу свальных гребней и развальных борозд.

Способы движения пахотного агрегата и разметки поля

Для начала приведем схему движения с описанием

sposobi-dvijheniya-pahotnogo-agregata

а — петлевой с чередованием загонов; б — беспетлевой комбинированный; в — разметка поля при движении петлевым способом с чередованием загонов; г — разметка поля при движении беспетлевым комбинированным способом (С — ширина загона; C1, С2, … — ширина первого, второго и последующих загонов, Е — ширина повторной полосы).

Наиболее преимущественны на вспашке петлевой с чередованием обработки загонов всвал и вразвал (а) и беспетлевой комбинированный (6) способы. При первом способе сначала пашут первый и третий загоны всвал, а затем второй, находящийся между ними, вразвал, далее пятый загон всвал, четвертый вразвал и т. д.

При втором способе движения первый загон пашут вразвал с левым поворотом агрегата в конце поля до тех пор, пока ширина невспаханной полосы позволяет поворачивать агрегат беспетлевым способом, а затем при правых поворотах пашут следующий загон и допахивают полосу первого загона. Основное преимущество комбинированного способа в том, что отсутствует развальная борозда, которая наблюдается при одностороннем беспетлевом способе движения.

После выбора способа движения размечают поле. При работе петлевым способом с чередованием загонов поле размечают согласно схеме, показанной на рисунке (в). Вешками отмечают ширину Е поворотных полос, которая должна быть кратной ширине захвата агрегата. Для пахотного агрегата К-701 + ПТК-9-35 она составляет 25…30 м; Т-150К + ПЛН-5-35 —12…18 м, Т-150К + ПЛП-6-35 -16…20 м. Затем провешивают линии посредине загонов, которые вспахивают всвал.

При подготовке поля для работы беспетлевым комбинированным способом первую линию провешивают на расстоянии ¾ ширины загона, а все остальные — на расстоянии ширины загона одна от другой (г).
Прокладывают первые борозды и отпахивают границы поворотных полос припашкой всвал за три прохода или вразвал за четыре прохода агрегата.

Способы припашки

Приведем схему способов припашки с описанием

sposobi-pripashki

а — всвал за три прохода; б — вразвал за четыре прохода.

Для первого прохода при припашке всвал (а) плуг устанавливают так, чтобы первый корпус скользил по поверхности поля, а последний пахал на заданную глубину. При втором проходе первый корпус устанавливают на заданную глубину вспашки и направляют его по следу предпоследнего корпуса. Третий проход выполняют, как и при обычной пахоте.

При этом засыпается первая борозда и образуется небольшой свальный гребень.

Для первого и второго проходов при припашке вразвал (б) плуг регулируют так, чтобы первый корпус скользил по поверхности поля, а последний был заглублен на половину заданной глубины пахоты. Затем все корпуса устанавливают на заданную глубину и делают третий и четвертый проходы, направляя первый корпус по следу предпоследнего соответственно второго и первого прохода. При этом засыпается развальная борозда и образуется небольшой свальный гребень.

Загоны пашут одним или несколькими агрегатами. При групповом методе каждый агрегат работает на отдельном загоне. На поле можно эксплуатировать столько агрегатов, сколько имеется загонов для вспашки всвал. Тогда каждый агрегат начинает пахать загон всвал, а затем переходит на соседний, обрабатывая его вразвал.

На практике применяют и поточно-групповой метод, при котором на одном загоне работает несколько агрегатов одинаковой производительности. Рекомендуемые скорости движения пахотных агрегатов: 5…8 км/ч с обычными и 8… 12 км/ч со скоростными корпусами.

Контроль качества

Качество вспашки контролируют по трем основным показателям: глубине, гребнистости и выровненности. Отклонение от заданной глубины пахоты определяют замером ее в 10 местах по диагонали участка. Выровненность определяют замером длины профиля поперек направления пахоты десятиметровым шнуром, соединенным с двухметровой лентой. Гребнистость поверхности — замером высоты гребней и борозд (в том числе свальных гребней и разшальных борозд) с помощью линейки и планки не менее чем в 10 местах. Кроме основных показателей, учитывают и дополнительные: заделку удобрений, растительных остатков, прямолинейность борозд, обработку поворотных полос, огрехи.

Оценка статьи:
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (голосов: 1, средняя оценка: 4,00 из 5)
Загрузка...
Поделиться с друзьями:

Также смотрите

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *