Трактор МТЗ-40 — особенности переходной модели

В линейке минских тракторов имеются модели, успешно выпускавшиеся на протяжении нескольких десятилетий и переходные версии, которые были сняты с конвейера по истечении нескольких лет.

Одной из таких машин является универсальный трактор МТЗ-40 предназначенный для пахотных, уборочных, транспортных и других сельскохозяйственных работ. После разносторонних испытаний опытные образцы трактора 0,9 тягового класса были рекомендованы для массового производства.

  • Простая в обслуживании и компактная по габаритам машина была укомплектована достаточно мощным и экономичным дизельным силовым агрегатом, реверсной механической трансмиссией, позволяющей максимально эффективно использовать скоростные режимы переднего и заднего хода.
  • Наличие на отдельных сериях гидрообъемного или механического демультипликатора-замедлителя, позволяло использовать 40-ю модель на рассадопосадочных работах и при уборке технических культур.
  • В конструкцию этой машины заложена традиционная для минских тракторов совместимость с фирменными навесными и прицепными агрегатами, в том числе предназначенных для более тяжелых машин МТЗ-5 и их модификаций.
  • В компоновке трактора использована характерная для минских тракторов полурамная схема остова, колеса заднего моста увеличенного диаметра, передний мост с демпферной подвеской.

МТЗ-40
Фото: трактор МТЗ-40

МТЗ-40 находится в перечне первых универсальных машин, для которых конструкторами Минского тракторного завода разработана достаточно удобная и комфортная для своего времени герметичная кабина.

Технические характеристики

При средних габаритах 3,66х1.62х 2.1 м, МТЗ-40 имел вес 2,6 тонны. Маневренность обеспечивал небольшой радиус поворота, проходимость — высокий клиренс и специальный рисунок протектора шин. Диапазон рабочих и транспортных скоростей в пределах 2,4-24 км/ч. Рулевое управление червячного типа, без гидроусилителя.

  • Трактор Беларус-40 комплектовался весьма совершенным для того времени экономичным дизельным двигателем Д-40 мощностью 45 л.с. со средним расходом топлива 182 г/л.с. в час. Также снижен расход топлива за счет доработки системы газораспределения, в частности использования клапанов увеличенного диаметра, изменена конструкция воздухоочистителя и корпуса топливных фильтров.
  • В конструкцию силового агрегата были внесены изменения, связанные с обустройством привода шестеренчатого насоса бортовой раздельно-агрегатной гидросистемы.

Общая концепция силового агрегата Д-40 стала основой для создания более мощных и совершенных фирменных двигателей, мощностью до нескольких сотен л.с.



Производительность бортовой гидравлики обеспечивала возможность работы трактора с фронтальными погрузчиками типа кун. В качестве сменных рабочих орудий предлагались ковши разных объемов, вилы для погрузки — рулонных изделий, деловой древесины, силоса или сена.

Коробка передач

Межремонтный ресурс этого агрегата повышен за счет дополнительного усиления конструкции в целом, упрочения поверхностей кулачковых муфт и шестерен цементацией и закаливанием с применением токов высокой частоты. Для более эффективного охлаждения масла и дополнительной жесткости, корпус КПП был снабжен литыми ребрами.

Наиболее нагруженные шариковые подшипники были заменены роликовыми, Вместо литых деталей механизма переключения передач использованы менее металлоемкие штампованные. Неоспоримое достоинство КПП трактора 40-й модели — практически 70%-я взаимозаменяемость с аналогичными агрегатами тракторов МТЗ-2 и МТЗ-5.

Модернизация трансмиссии в значительной степени коснулась муфты сцепления. В базовом варианте — это традиционная для минских машин постоянно-замкнутая, сухая однодисковая конструкция с механическим управлением. В тракторе 40-й модели повышена упругость пружин, улучшен доступ к регулировочным точкам.

МТЗ-40

Преимущества и недостатки

После доработки отдельных узлов трактор 40-й модели имел бы все шансы стать базовой моделью для разработки более совершенных версий в категории машин малого и среднего монтажа.

В списке неоспоримых преимуществ этой машины:

  • удачная во всех отношениях компоновка, которая стала традиционной для новых разработок минских тракторов;
  • доступ к отдельным узлам для обслуживания и устранения неисправностей;
  • достаточно гибкие тяговые характеристики силового агрегата;
  • наличие реверсного режима работы трансмиссии;
  • совместимость с широким ассортиментом навесных, грунто-обрабатывающих, уборочных и погрузочно-разгрузочных устройств;
  • применение широкопрофильной колесной резины, возможность установки ходового демультипликатора.

Существенные недостатки МТЗ-40 — это в первую очередь проблемы холодного запуска в условиях низких температур.

На втором месте — отсутствие синхронизаторов пониженных передач трансмиссии, не эргономичное размещение приборного щитка, ручек и переключателей основных и вспомогательных тракторных систем.

Видео: МТЗ против Т40

Цена нового и подержанного трактора МТЗ-40

Машину с нулевой наработкой можно увидеть только в заводском музее. 40-я модель давно снята с конвейера, поэтому речь может идти только о покупке трактора б/у. Поскольку МТЗ-40 производился на протяжении всего нескольких лет, количество предложений по продаже минимальное.

При изучении бэушного украинского рынка создалось впечатление, что владельцы существенно завышают стоимость продаваемых машин. Ценовой диапазон техники, находящейся в весьма неудовлетворительном техническом состоянии начинается с 1000 у.е. Значительная часть предложений — это тракторы Т-40, не имеющие никакого отношения к продукции минского завода.

Аналоги

В этом сегменте представлены идентичные по мощности и другим параметрам, более ранние модели МТЗ-2 и МТЗ-5. Эти машины в свою очередь стали базами для создания востребованных во всех сферах народного хозяйства тракторов МТЗ-50 и полноприводных МТЗ-52.

Еще один прототип 40-й модели — трактор ЛТЗ-Т-40, который на протяжении нескольких десятилетий производился Липецким тракторным заводом. Единственное преимущество этой менее мощной машины с 37-сильным силовым агрегатом — его принудительное воздушное охлаждение. Для этого трактора характерны недостатки, которые отсутствуют в конструкции МТЗ-40. Это специальные моторные масла, работоспособные при температуре не ниже 55°С, строгие ограничения на продолжительность работы силового агрегата в режиме малых и холостых оборотов.

Отзывы владельцев

Списанную коммунальщиками «сороковку» минского завода купил еще в 2004 году буквально по стоимости металлолома. После основательного ремонта машина получила вторую жизнь. Деревня небольшая, тем не менее, работы хватает, зарабатываю на горючку вспашкой огородов, доставкой из райцентра срочных грузов и продуктов для местного магазина. Весной и осенью мой безотказный МТЗ — единственное средство общения с внешним миром.
Алексей Иванович

Учусь в аграрном колледже. На подсобном хозяйстве имеется подаренный шефами МТЗ-40, который сами обслуживаем и по ходу дела получаем навыки вождения. Зимой трактор используется для расчистки улиц от снега. Машина на полном ходу, тем более что многие запасные части подходят от тракторов МТЗ-50 и ЮМЗ.
Юра



Оценка статьи:
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (голосов: 1, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...
Поделиться с друзьями:

Также смотрите

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *