Трактор ХТЗ-16331/16131 — бюджетный вариант тягача с универсальными свойствами

Колесный универсал 3-й тяговой группы ХТЗ-16331/16131 не стал бестселлером отечественного тракторного рынка, тем не менее, в сельском и коммунальном хозяйствах эта модель пользуется заслуженным спросом. Полноприводной трактор в отличие от своего прототипа Т-150К имеет цельную раму, ряд других конструкционных и эксплуатационных доработок.

Возможности машины ориентированы на обработку грунтов разной плотности, уход за техническими культурами, транспортировку собранного урожая на пункты переработки или долгосрочного хранения.

Трактор ХТЗ-16331 может агрегатироваться с производительным оборудованием самого разного назначения, неплохо адаптирован к работе в регионах со сложным климатом.

ХТЗ-16131/16331
Фото: трактор ХТЗ-16131/16331

Технические характеристики

Габаритные показатели трактора весом 8,2 тонны могут претендовать на статус компактных.

  • Длина, ширина и высота этой модели в пределах 6,64 х 2,48 и 3,38 метра. Длина колесной базы — 2,86, колея — 2,8 метра. Эти показатели хорошо сочетаются с высотой дорожного просвета в 530 мм и 6,8 метровым радиусом разворота.
  • ХТЗ-16331 одна из немногих машин, укомплектованная современным, экономичным и простым в обслуживании 180-сильным дизелем КамАЗ-740.02-18.
  • Восьмицилиндровый силовой агрегат объемом 10,85 литра на рабочих оборотах расходует в среднем 215 г/л.с. в час, поэтому объем топливного бака относительно небольшой, всего 280 литров.

В перечне преимуществ двигателя — непосредственный впрыск топлива в камеры сгорания, эффективная система охлаждения закрытого типа, комбинированная смазка трущихся поверхностей, повышающий гибкость тяговых характеристик 20%-й запас крутящего момента.



Проблемы запуска силового агрегата при температуре воздуха ниже -10°С снимаются включением предпускового обогревателя Термо 90S.

На ХТЗ-16131 стоит немецкий 6-ти цилиндровый двигатель BF6M1013E («Дойтц АГ») или белорусский Д-260. Остальные характеристики идентичные с 16331.

МодельХТЗ-16331ХТЗ-16131-03ХТЗ-16131-05
ДвигательКамАЗ-740.02-180, РФBF6M1013E, “DEUTZ AG”, ГерманияД-260, ПРУП «ММЗ», РБ
Мощность, кВт (л.с.)132 (180)132 (180)132 (180)
Коробка передачМеханическаяМеханическаяМеханическая
Количество диапазонов/передач переднего-заднего хода4/16 – 2/84/16 – 2/84/16 – 2/8
Шины (передние/задние колеса)одинарные (4 колеса) — 16,9R38 или 21,3R24, сдвоенные (8 колес) — 9,5R42одинарные (4 колеса) — 16,9R38, сдвоенные (8 колес) — 9,5R42одинарные (4 колеса) — 16,9R38, сдвоенные (8 колес) — 9,5R42
Навесное устройство
переднее и заднее, гидравлические системы с закрытым центром, грузоподъемность переднего — 1500 кгс, заднего — 4500 кгс
База, мм286028602860
Колея, мм2800/20502800/20502800/2050
Габариты, мм: длина х ширина х высота6640 х 2480 х 33756640 х 2480 х 33756640 х 2480 х 3375
Дорожный просвет, мм530530530
Масса, кг814582608260

Трансмиссия

Для передачи крутящего момента на КПП, механизм отбора мощности и ходовую часть используется фрикционная сухая двухдисковая муфта сцепления постоянно-замкнутого типа с износостойкими накладками.

  • Возможности этой модели расширены за счет четырехдиапазонной КПП с гидроподжимными муфтами включения и шестернями постоянного зацепления. Особенность такой конструкции определяет возможность переключения передач в пределах своего диапазона на ходу с помощью золотникового гидрораспределителя.
  • Шестнадцать передач переднего хода позволяют выбрать рабочий или транспортный скоростной режим в пределах от полутора до 32 км/ч. Для восьми передач заднего хода скоростной диапазон существенно меньше 2,28-9,26 км/ч. В конструкции коробки передач имеется блокировка, исключающая запуск силового агрегата при включенном поддиапазоне.
  • Идентичные по устройству ведущие мосты оборудованы автоблокировкой дифференциалов, которая положительно сказывается на проходимости тракторной сцепки, существенному улучшению тяговых характеристик. Подвеска заднего моста жесткая, передний мост крепится к раме посредством кронштейнов.

Бортовая система раздельно-агрегатная, запитанная от производительного шестеренчатого маслонасоса. Управление исполнительными механизмами производится с рабочего места водителя с помощью многорежимного золотникового распределителя. Для контроля давления в гидросистеме и качества топлива на приборном щитке имеются отдельные индикаторы.

Работа с буксируемыми агрегатами обеспечивается установкой прицепной скобы или маятникового прицепного устройства. Рулевое управление трактора оборудовано гидрообъемным усилителем.

Уровень комфорта работы оператора отвечает рекомендациям действующих стандартов. Установленная на противовибрационные амортизаторы герметичная одноместная кабина с жестким безопасным каркасом отличается от предыдущих моделей:

  • более совершенной тепло-звукоизоляцией;
  • наличием полноценного отопления и вентиляции внутреннего объема;
  • имеется место для опционной установки кондиционера.

Регулируемое по нескольким параметрам подрессоренное сидение комплектуется ремнями безопасности, при необходимости фиксируется легкосъемными гайками.

ХТЗ-16131 в работе
Фото: ХТЗ-16131 в работе

Преимущества и недостатки

Трактор ХТЗ-16331 выгодно отличается от предыдущих разработок харьковского ассортимента практичностью и высокой функциональностью. Эта модель характеризуется широким спектром применения в сочетании с экономной эксплуатацией и длительным ресурсом основных узлов и агрегатов.

  • На новый трактор предоставляется широкий перечень сервисных услуг, простая конструкция и свободный доступ к системам трактора позволяет устранять отказы и неисправности самостоятельно, даже на большом удалении от места базирования.
  • Владельцы дают высокую оценку взаимозаменяемости многих запчастей с однотипными машинами, широкому выбору материалов расходного и комплектующего ассортимента.

При выборе этой машины, большое значение придается ее доступной стоимости, которая в несколько раз ниже ценового диапазона аналогичных по мощности тракторов зарубежного производства.

В отрицательном ключе владельцы упоминают стартерный запуск двигателя, в зимний период. Даже при наличии предпускового обогревателя, для вывода двигателя на рабочий режим требуется 30-40 минут. Много рабочего времени занимает обслуживание штатной, достаточно дорогостоящей аккумуляторной батареи, реальный ресурс которой оставляет желать лучшего.

По общему мнению, для запуска лучше использовать более надежный и эффективный в условиях проблемного климата пусковой карбюраторный двигатель.

Цена нового и подержанного трактора

Стоимость машины с нулевым пробегом находится на уровне 500-530 тысяч гривен (18 000 – 20 000$), что намного ниже ценового диапазона идентичного по рабочим параметрам трактора китайского производства.

Начинающие свой бизнес небольшие фермерские хозяйства могут реализовать свои планы покупкой подержанной машины, стоимость которой на 30-50% ниже. За 300 тысяч гривен (11 000$) можно купить трактор в исправном техническом состоянии и как минимум с половинным остатком межремонтного ресурса.

Видео: ХТЗ-16331 в работе

Аналоги

В этом перечне представлены однотипные версии базовой модели, отличающиеся мощностными характеристиками силовых агрегатов отечественного и зарубежного производства. Из импортного ассортимента следует отметить идентичные по параметрам машины американских и китайских брендов.

Отзывы владельцев

Отдавая должное рабочим характеристикам импортных тракторов, предпочитаю обновлять свой машинный парк отечественными разработками. Удачной считаю покупку мощного и неприхотливого в обслуживании колесного универсала ХТЗ модели 16331. Продукцию харьковского завода нельзя назвать совершенной, тем не менее, при квалифицированном обслуживании вся техника вырабатывает все назначенные и эксплуатационные ресурсы с гарантированным полуторным запасом.
Аркадий Васильевич

Сложилась ситуация, когда мои оба трактора марки МТЗ и Т-70 отказали в самый ответственный момент в разгар вспашки под озимые зерновые. Положение спасла краткосрочная аренда трактора ХТЗ-16131, который справился с большим объемом работ за два неполных дня. Машина удивила высокой производительностью, экономным расходом топлива, современным дизайном и комфортом кабины, совместимостью навесного устройства с широкозахватными сельхозмашинами старых моделей. По-моему, у этой модели на будущее неплохие перспективы.
Виктор



Оценка статьи:
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Нет оценок)
Загрузка...
Поделиться с друзьями:

Также смотрите

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *