Трактор ХТЗ-7 — раритетная классика харьковского ассортимента

Доработанный конструкторами Харьковского тракторосборочного завода универсальный трактор с садо-огородным функционалом марки ХТЗ-7 производился на протяжении 6 лет с 1950-го по 1956 год общим количеством 48 тысяч экземпляров.

Трактор ХТЗ-7
Фото: трактор ХТЗ-7

Назначение и конструкция

В его основу были заложены передовые для своего времени технические решения, ставшие основой для создания более совершенных машин марки ДТ-14 и ДТ-20.

  • Первый отечественный малогабаритный трактор успешно эксплуатировался в разных отраслях народного хозяйства, но в большей степени был ориентирован на механизацию выращивания овощных и технических культур.
  • Конструкция машины предусматривала наличие бортовой гидросистемы, поэтому ХТЗ мог агрегатироваться с имеющимся на то время навесным и прицепным оборудованием.
  • Трактор мог буксировать прицепы грузоподъемностью до 3-х тонн. С помощью бокового шкива активировать стационарные машины, типа триеров, насосов и легких металлообрабатывающих станков.
  • ХТЗ-7 один из первых в своем тяговом классе получил колеса с пневматическими шинами, которые для увеличения сцепного веса могли заполняться водой.

Технические характеристики силового агрегата

Первый отечественный универсал разработан в безрамной компоновке. Все нагрузки воспринимали на себя утолщенные стенки литых картеров агрегатов. Для подвески переднего моста были использованы преимущества шарнирного соединения.

Штатный силовой агрегат трактора 7-й модели — двухцилиндровый карбюраторный двигатель водяного охлаждения марки Б-7 мощностью 12 л.с.

Особенность конструкции этого двигателя — комбинированная смазка, двухопорный коленчатый вал с противовесами, наличие двухступенчатой схемы очистки масла и всережимного регулятора оборотов. Для поддержания рабочей температуры, кроме жалюзи, система охлаждения имела в своем составе встроенный термостат.

МодельХТЗ-7
Мощность, л.с. (кВт)12 (8,8)
Наибольший крутящий момент6,4 кгм при 1000 об/мин
Число цилиндров2
Рабочий объем, л1,32
Расход топлива, г/э. л. с. ч.275
Число передач вперед / назад5 / 4
Диапазон скоростей движения вперед, км/ч4,4 - 12,7
Масса, кг1400

Трансмиссия

В объеме литого соединительного корпуса размещалось однодисковое сухое непостоянно-замкнутое сцепление с механическим управлением и разъемная муфта главной силовой передачи. Крутящий момент через включенную муфту передавался на реверсную коробку перемены передач и боковой шкив, далее на дифференциал и конечные редукторы ходовой части.

Трактор ХТЗ-7 имел КПП с пятью передачами переднего хода, из которых одна замедленная использовалась для рассадопосадочных работ. Диапазон рабочих и транспортных скоростей машины весом в 1400 кг находится в пределах от 4,4 до 12,7 км/ч.

Четыре передачи заднего хода задействовались для работы с навесными устройствами в реверсном режиме. Двухсателлитный конический механизм дифференциала приводил в действие одноступенчатые конечные редукторы ведущих задних колес.

В зависимости от вида работ, агротехнический клиренс и размер колеи можно было регулировать. В первом случае — разворотом редукторов, во втором — разворотом колес на 180°. Работа трактора в реверсном режиме предусматривала изменение положения руля, педалей и кресла водителя.

ХТЗ-7
Фото: идеально восстановленный ХТЗ-7 в Латвии

Преимущества и недостатки

Трактор 7-й серии по своим характеристикам полностью отвечал стандартам того времени.

  • При разработке последующих моделей была выполнена замена бензинового двигателя с зажиганием от магнето, одноцилиндровым дизелем со стартерным запуском, установка генератора и другого светотехнического оборудования. Также имели место небольшие изменения в компоновке.
  • Машина характеризовалась высокой ремонтоспособностью, достаточно продолжительным ресурсом основных узлов и агрегатов, высокой для своей тяговой категории производительностью и экономичностью эксплуатации.
  • Конструкция «семерки» определяла свободный доступ ко всем агрегатам, способствующий выполнению технического регламента и ремонтных работ на удалении от пунктов технического обслуживания.
  • В перечне особых преимуществ трактора — наличие бокового шкива, позволяющего использовать механический привод для оросительных и поливочных агрегатов, стационарных молотилок, зерноочистительных триеров, лотковых и ленточных транспортеров.

Из недостатков можно отметить умеренные возможности карбюраторного двигателя, хотя в последующих моделях были использованы дизельные аналоги мощностью всего 14 л.с.

В этом перечне также числится минимальный набор удобств на рабочем месте водителя, в том числе, отсутствие защиты от погодных и климатических факторов.

Цена

Об этом показателе никакой информации нет, поскольку продажа тракторной техники в частное владение не практиковалась. Машины распределялись по плановой разнарядке, поэтому деньги перечислялись по безналичному расчету.
На автотракторных рынках единичные предложения по продаже бэушных тракторов ХТЗ 7-й модели встречались примерно до 2000 года. На сегодняшний день эти машины в продаже полностью отсутствуют.

Видео: ХТЗ-7 в работе

Аналоги

В ассортименте малолитражной тракторной техники 60-х годов прошлого века машин со сходными рабочими характеристиками не имеется. Даже самые первые серии минских тракторов оборудовались силовыми агрегатами 32-36 л.с.

Отзывы владельцев

В далеком 1966 году в колхозном парке наравне с более современными машинами минского и владимирского заводов, эксплуатировались две харьковские «семерки». На этих машинах стажировались и набирались опыта молодые трактористы. Насколько помню, особых проблем с этими тракторами не было. К полевым работам малолитражная техника не привлекалась, но показывала неплохие результаты при буксировке тракторных прицепов с кормом для колхозной фермы, с удобрениями и стройматериалами.
Александр Трофимович

Для сборки самодельного трактора купил остов ХТЗ-7, без двигателя и переднего моста. КПП и остальная внутренняя кинематика, включая муфту сцепления, оказалась в неплохом состоянии. Двигатель поставил от грузового мотороллера, передняя подвеска от «Владимирца» Т-25. Модернизированная таким образом «семерка» особым дизайном не отличается, тем не менее, уверенно тянет однокорпусный плуг с бороной или тракторный полуприцеп с грузом до полутора-двух тонн.
Сергей

Оценка статьи:
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Нет оценок)
Загрузка...
Поделиться с друзьями:

Также смотрите

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *