Большая часть моделей новых тракторов минского производства представляют собой модифицированные версии машин, с лучшей стороны зарекомендовавших себя в разных отраслях народного хозяйства. Именно к таким машинам относится трактор МТЗ-5.
Преемственность конструкции способствует унификации запасных частей и агрегатов, опыт эксплуатации базовых моделей позволяет своевременно устранять конструктивно-производственные недостатки.
Модернизации подвергаются средства механизации частных и небольших фермерских хозяйств. Популярный в то время мотоблок Беларус 05 усовершенствован в версиях с индексами от 06 до 012. Новые модели характеризуются повышенной мощностью, улучшенным дизайном, увеличенным сроком службы основных узлов.
Габариты базовой модели весом в 3190 кг находятся в пределах 4,09 х 1,84 х 2,39 метра, дорожный клиренс под передним и задним мостом соответственно 640 и 450 мм. Эксплуатационные возможности трактора повышены за счет большого диапазона регулировки колеи, применения широкопрофильных шин низкого давления, улучшения конструкции обоих мостов и ходовой части в целом.
Состав штатного рабочего оборудования эксплуатируемого трактора включает в себя достаточно совершенную бортовую гидравлику и заднюю навеску совместимую с самыми разными видами агрегатов сельскохозяйственного, коммунального и строительного назначения. Для транспортирования тяжелых прицепов применяется сцепное гидрофицированное устройство, для активации стационарного оборудования — приводной шкив или ВОМ.
Модель | МТЗ-5 |
---|---|
Двигатель | Д-40 |
Мощность, л.с. | 40 |
Расход топлива, г/л.с. в час | 200 |
Объем топливного бака, л | 90 |
Габариты, мм | 4,09 х 1,84 х 2,39 |
Масса, кг | 3190 |
При разработке трансмиссии существенные изменения в конструкции коробки перемены передач были вызваны необходимостью подключения независимого вала отбора мощности, используемого для активации навесных агрегатов.
Выполнена замена шариковых подшипников роликовыми, вместо литой кулисы рычага переключения скоростей установлена штампованная. Цементацией и закаливанием рабочих поверхностей токами ВЧ повышена износостойкость шлицов валов и ступиц шестерен.
Долговечность узла шаровой опоры продлена за счет установки наружного гофрированного чехла. В числе плюсов КПП — возможность устранения достаточно сложных неисправностей без предварительного демонтажа.
В списке неоспоримых достоинств пятой модели -100%-я взаимозаменяемость с однотипными машинами минского завода корпусов задних мостов и КПП, комплектующих трансмиссии, унификация ВОМ гидросистемы и дифференциала заднего моста.
В недостатках следует отметить относительно короткий срок службы штатного двигателя, низкий комфорт рабочего места водителя, отсутствие гидроусилителя руля, невозможность установки дополнительного оборудования.
Перечень можно дополнить небольшой транспортной скоростью, неэкономичным расходом топлива на высокооборотных режимах работы. В регионах с холодным климатом сказывается отсутствие предпускового подогревателя.
Реализовать мечту о покупке нового трактора 5-й модели, скорее всего, не удастся. Машина снята с конвейера много десятилетий тому, следовательно, по многим показателям считается раритетной.
Тем не менее, до настоящего времени встречаются единичные предложения по продаже тракторов МТЗ-5 и их модификаций с полной или частичной заводской комплектацией. Больше предложений по продаже однотипных машин марки ЮМЗ.
Стоимость подержанной техники определяется остатком ее ресурса и общим техническим состоянием. Эти машины реализуются в бюджетном ценовом диапазоне, тем не менее, стоимость капитально отремонтированного трактора, укомплектованного более мощной силовой установкой, начинается с 50-60 тысяч гривен (2000$).
Покупке дешевых машин стоимостью 15-20 тысяч грн. (до 1000$) оправдывает себя крайне редко. Ремонт старой и изношенной техники может потребовать затрат по объему не сопоставимых с полученной экономией.
Данный трактор производства Беларусь представлен в нескольких версиях, отличающихся наличием закрытой кабины, раздельно-агрегатной гидравлики, способом запуска. Тракторы с индексом ЛС и МС опционально могут эксплуатироваться в полугусеничном варианте.
Полноприводной трактор для обработки песчаных и переувлажненных грунтов МТЗ-7 отличается от базовой машины наличием раздаточной коробки и карданного привода.
Аналогами трактора 5-й модели могут считаться тракторы ЮМЗ-6, которые с небольшими усовершенствованиями производились на заводе «Южмаш» с 1958 по 1972 год.
Кажется я уже шестой по счету владелец МТЗ-5 одного из первых выпусков. Из заводской комплектации осталось немного, поскольку прежние владельцы меняли изношенные детали и агрегаты из того, что было доступно по стоимости. Тем не менее, машина на ходу. Вспашка огородов, доставка угля и дров приносит стабильную прибыль, менять на что-то новое пока не планирую.
Михаил Владимирович
После многолетней работы в фермерском хозяйстве выкупил МТЗ-5 в личную собственность. Небольшая транспортная скорость, жесткая подвеска, отсутствие рулевой гидравлики компенсируются неприхотливостью к топливу и маслам, высокой ремонтопригодностью всех систем и агрегатов. Зарабатываю на аренде, за отсутствием гидросистемы работаю только с прицепными сельхозмашинами. При грамотном обслуживании — это одна из самых надежных машин.
Орест
Также смотрите
Комментарии