Практически все приводы всех современных машин имеют в своем составе механический редуктор. Основное его назначение состоит в снижении или повышении угловой скорости вращающихся валов и в увеличении или уменьшении крутящего момента.
Зачастую изобретение этого устройства приписывают Архимеду, однако, прототипы простейших редукторов широко использовались еще в древнем Египте при орошении сельскохозяйственных угодий. Несложный механизм приводился в действие мулами, впряженными в огромное колесо и ходившими по кругу. Вращение от первичного колеса передавалось через механический редуктор к вторичному, на котором устанавливалось большое количество ковшей, зачерпывавших воду и выливавших ее в канал, находившийся на более высоком уровне. Вместо зубьев в таких редукторах использовались деревянные пальцы, устанавливавшиеся на периферийной части деревянных ободьев.
Редукторы можно классифицировать по:
типу передачи – цилиндрические, червячные, планетарные и др.;
числу имеющихся ступеней;
типу используемых зубчатых колес – конические, цилиндрические и т.д.;
пространственному расположению валов – вертикальные и горизонтальные;
типу кинематической схемы;
способу охлаждения;
типу корпуса;
скорости вращения;
применяемым в них подшипникам;
передаваемой мощности;
передаточному числу.
Редуктор может называться:
мультипликатором, если он обеспечивает повышение угловой скорости;
демультипликатором, если он понижает угловую скорость;
коробкой передач, если в нем имеется несколько ступеней;
вариатором, если ступени в нем отсутствуют.
В настоящее время практически невозможно найти устройство или машину, где не было бы механического редуктора. Эти устройства прошли путь развития, измеряющийся многими веками, и стали неотъемлемой частью многих механизмов. Сегодня они повсеместно используются в таких отраслях, как авиастроение, станкостроение, автомобилестроение и других областях. Без них не могут обойтись даже детские механические игрушки.
Также смотрите
Комментарии