В конце прошлого века белорусский завод Гомсельмаш разработал проект минитрактора, ориентированного на применение в частном секторе и небольших по объемам производства фермерских хозяйствах.
Малолитражная машина, получившая известность под названием АМЖК-8 была позиционирована в качестве недорогого универсала, предназначенного для механизации трудоемких сельскохозяйственных работ. Новая модель уже тогда выгодно отличалась от мотоблоков более высокой производительностью и расширенным функционалом.
Возможности минитрактора были расширены за счет адаптации с навесным и прицепным, в том числе гидрофицированным рабочим оборудованием.
Машина доказала полную пригодность для обработки грунта, ухода за посевами и насаждениями, уборки выращенной продукции, а также ее транспортировки к месту хранения или переработки.
Также не исключалось применение малогабаритной и маневренной машины в коммунальной сфере. Управления отвалом или другим видом передней навески реализовалось применением подключенного к бортовой гидравлике выносного гидроцилиндра.
Конструкторам удалось создать концептуальный миниуниверсал с широким спектром применения. Его конструкция стала основой для создания современных моделей, отвечающих требованиям действующих стандартов.
Последний в своей серии минитрактор АМЖК-8 сошел с заводского конвейера в 90-х годах, тем не менее, в частных и фермерских хозяйствах эти машины в небольшом количестве эксплуатируются до настоящего времени.
Минитрактор массой 475 кг характеризуется:
Модель | АМЖК-8 |
---|---|
Двигатель | СК-12-20 |
Тип | 4-хтактный карбюраторный, воздушного охлаждения с злектростартерным запуском |
Мощность, кВт (л .с.) | 8,1(11) |
Номинальная частота вращения, об/мин | 3000 |
Удельный расход топлива, г/л.с.ч. | 260 |
Количество передач: вперед/назад | 5/2 |
Скорость движения, км/ч: вперед/назад | 2-19/4-12 |
База, мм | 1100 |
Колея, мм | 750...900 |
Габариты, мм: длина х ширина х высота | 1970 х 1182 х 1220 |
Масса, кг | 475 |
Трактор с тяговым параметром класса 0,2 комплектовался четырехтактным двигателем с принудительным воздушным охлаждением марки СК-12-20, объемом 650 см3 и мощностью до 11 л.с. Тягово-сцепные возможности этой модели достаточны для работы с однокорпусным плугом или буксировки тракторного прицепа грузоподъемностью 800 кг.
В списке преимуществ силового агрегата — простая, ремонтопригодная во всех отношениях конструкция и несложное обслуживание, экономичный в пределах 260 г/л.с./ч расход топлива, электростартерный запуск.
В состав этого узла входит постоянно замкнутое, фрикционное дисковое сцепление с механическим управлением от ножной педали и шестеренчатая многоступенчатая коробка передач.
Для управления навесным оборудованием минитрактор АМЖК-8 укомплектован бортовой гидравликой раздельно-агрегатного типа. Для активации гидрофицированных устройств или выносных гидроцилиндров имеются парные выходы, снабженные быстроразъемными муфтами.
Прежде всего, следует отметить:
В перечне достоинств также простое обслуживание, ремонтопригодность, унификация многих запчастей с современными машинами аналогичной мощности и назначения. Много успешных попыток замены штатного силового агрегата двигателем марки УД-2.
Минитрактор АМЖК-8 не смог полностью реализовать свои возможности только из-за несовершенного материального обеспечения.
Несмотря на все усилия, производители не смогли доработать механизм муфты сцепления, который создавал для владельцев немало проблем. Значительная часть отказов приходилась на систему зажигания, поскольку качество изготовления и надежность штатного магнето оставляли желать лучшего.
Производство минитрактора АМЖК 8-й модели было остановлено достаточно давно, еще в 90-х годах. Поэтому возможность приобретения новой машины с нулевым пробегом практически исключается.
Более реальный вариант — воспользоваться предложением по продаже подержанной машины, но целесообразность такого приобретения из-за отсутствия запасных частей и комплектующих вызывает обоснованные сомнения. Стоимость этой модели в зависимости от работоспособности варьируется в пределах 1-2 тысячи у.е.
Старые минитракторы после капитального ремонта комплектуются импортными силовыми агрегатами, что неизбежно сказывается на увеличении их общей стоимости.
В этой мощностной категории представлены малолитражные миниуниверсалы, в большинстве своем созданные на базе мощных мотоблоков.
В отечественном ассортименте — это харьковские минитракторы ХТЗ Т-12. Идентичные характеристики у импортных машин Булат-120, КМЗ-012 и несколько малолитражных машин Минского завода.
Купленный с рук трактор АМЖК-8 восстанавливал на протяжении нескольких недель. Состояние трансмиссии более чем удовлетворительное. Вместо штатного двигателя пришлось поставить более мощный и надежный в работе мотор со списанного мотороллера с соответствующей переделкой электропроводки под батарейное зажигание. Сейчас машина постепенно отрабатывает вложенные в ее усовершенствование средства. Двухкорпусный плуг и груженный кирпичом жигулевский прицеп тянет без особых усилий, расход топлива умеренный.
Семен Федорович
Такой аппарат в нашем фермерском хозяйстве эксплуатируется с 2002 года. Гидравлику восстановить не получается, поэтому используем в основном для подвоза кормов и других хозяйственных нужд. На протяжении последних трех лет, зимой и летом машина практически не простаивала, за исключением двух недель, потраченных на поиски нового исправного магнето. Не нашли, пришлось ремонтировать старое. Сейчас трактор на ходу, есть основания надеяться, что остатка его ресурса хватит минимум еще на несколько лет.
Валерий
Также смотрите
Комментарии