В ассортименте тракторной техники доступные по стоимости и экономичные в эксплуатации мини-тракторы пользуются неизменно высоким спросом. В 2002 году дефицит частично покрывался дорогими импортными моделями, которые сконструированы без учета условий их последующей эксплуатации. Поэтому был понятен и закономерен интерес сельских жителей к дебютной модели малолитражной машины, разработанной специалистами Курганского механического завода.
Минитрактор КМЗ-012 был изначально ориентирован на широкое применение в сельском хозяйстве и коммунальной сфере. По мнению экспертов, дебютная модель 0,2 тягового класса по основным показателям максимально приблизилась к параметрам бюджетных аналогов зарубежного производства.
Популярности также способствовал умеренный ценовой диапазон, высокий уровень надежности, ремонтопригодности и долговечности машины в целом. Ожидания курганских машиностроителей полностью оправдались, минитрактор стал востребованным не только на отечественном тракторном рынке, но также в республиках СНГ и странах ближнего зарубежья.
Компактный и достаточно мощный трактор уже в то время характеризовался универсальным функционалом, поэтому с одинаковым успехом использовался для механизации трудоемких сельскохозяйственных и коммунальных работ, на которых использование более мощной техники было экономически не выгодно.
При наличии соответствующих навесных и прицепных агрегатов, трактор КМЗ-012 успешно справлялся с обработкой земельных участков площадью до 4-5 га. Малогабаритная и маневренная машина стала надежным помощником на животноводческих фермах и парниково-оранжерейных комплексах. Тягово-сцепные характеристики машины определили ее пригодность для транспортировки грузов весом 500 и более кг.
Возможности минитрактора расширены применением двух навесных устройств. Конструкторами КМЗ разработано более двух десятков фирменных навесных агрегатов, которые с учетом растущих требований периодически модернизируются.
Наряду с широким функционалом и универсальностью, минитрактор характеризуется превосходной ремонтопригодностью, свободным доступом к основным узлам и агрегатам, определяющим возможность обслуживания и устранения неполадок своими силами.
Габаритные размеры трактора с уверенностью можно назвать максимально компактными. Длина, ширина и высота машины без навесных механизмов составляет 1,97/0,96/1,97 м. С учетом навесных механизмов эти показатели увеличиваются до 2,31/0,96/2,04 метра.
Ширина колеи машины весом в 0,697-0,745 тонны может выставляться в двух положениях: 70 и 90 см. Высота дорожного клиренса составляет 30 см.
Модель | КМЗ-012 | КМЗ-012Ч | КМЗ-012Б | КМЗ-012Н |
---|---|---|---|---|
Двигатель | СК-12, Казахстан | В2Ч 8,2/7,8 Э, Россия | VANGUARD 16НР 305447, 0117, Е1, США | HATZ 1D81Z, США |
Тип двигателя | карбюра- торный, 4-тактный | дизельный | карбюра- торный, 4-тактный | дизельный |
Число и расположение цилиндров | 2, рядный | 2, V-образный | 2, V-образный | 1 вертик. |
Мощность, кВт (л.с.) | 8,82 (12) | 8,83 (12) | 10,66 (14,5) | 10,5 (14,3) |
Номинальная частота вращения коленвала, об/мин | 3000 - 3100 | 2800 - 3000 | 2950 - 3000 | 3000+150 |
Расход топлива, г/кВт·ч (г/л.с.·ч) | 335 (248) | 258 (190) | 381 (280) | 255 (187,5) |
Топливный бак, л | 20 | 20 | 20 | 20 |
Тяговый класс | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 0,2 |
Номинальное тяговое усилие, кН (кгс) | 2,1 (205) | 2,1 (205) | 2,1 (205) | 2,1 (205) |
Дорожный просвет, мм | 300 | 300 | 300 | 300 |
Габариты, мм длина (с навеской/без) ширина высота (без крыши, с крышей) | 960 1975/2040 | |||
Масса, кг - с крышей и передней навеской - с крышей без передней навески - без крыши с передней навеской - без крыши и передней навески | 745 709 733 697 | 775 739 763 727 | 745 709 733 697 | 780 744 768 732 |
За прошедшее время заложенная в базовую модель КМЗ-12 концепция сохранилась без существенных изменений. Ходовая часть, выполненная по схеме 4х2, включает в себя жесткую подвеску задних колес и передний мост балочного типа.
Расположение силового агрегата переднее, вес машины распределяется по мостам в пропорции 6:4, что положительно сказывается на устойчивости трактора при движении по крутосклонному рельефу.
Минитрактор укомплектован простой по конструкции и надежной в работе гидросистемой с плунжерно-клапанным гидрораспределителем, двумя зависимыми механизмами отбора мощности. Несмотря на бюджетную стоимость, машина оборудуется регулируемой рулевой колонкой и удобным сидением. Машины последних серий опционально оснащаются легкими одноместными кабинами.
Базовая модель минитрактора получила карбюраторный четырехтактный силовой агрегат воздушного охлаждения марки СК-12, двухцилиндровый двигатель мощностью 12 л.с. и крутящим моментом 24 Нм характеризуется простой конструкцией и экономичным, в пределах 248-252 г/л.с. в час.
Новая модификация минитрактора КМЗ-012Ч комплектуется идентичным по мощности и расходу топлива, но более совершенным V-образным дизелем В2Ч – 07. На последующие версии устанавливались импортные силовые агрегаты VANGUARD OHV 294447 и HATZMOTORS-1D81Z, мощностью 14,5 и 14,3 л.с.
Минитракторы с дизельным двигателем отличаются от машин с карбюраторными силовыми агрегатами повышенной мощностью, надежностью и экономичным расходом ГСМ.
Крутящий момент с маховика двигателя передается через сухую однодисковую муфту сцепления с механическим управлением на механическую, 4-х ступенчатую коробку передач.
Четыре скорости переднего хода позволяют выбрать рабочий или транспортный режим в пределах от 1,6 до 15,18 км/ч. Максимальная скорость заднего хода находится в пределах 4,5 км/ч. Дисковые тормозные устройства компактно расположены в корпусе одноступенчатого редуктора.
Прежде всего, следует отметить доступный для широкого круга покупателей ценовой диапазон самого минитрактора и стоимость навесного оборудования.
По общему мнению, конструкционный недостаток минитрактора — зависимость механизма отбора мощности и гидронасоса от сцепления.
Также отмечается снижение тяговых параметров из-за небольшого коэффициента сцепления с грунтом. Проблема устраняется навеской балластных грузов. Также оставляет желать лучшего герметизация стыков и сопряжений коробки передач.
Машина достаточно давно снята с производства, поэтому шансы купить новый трактор с нулевой наработкой практически отсутствуют. На рынке подержанной сельскохозяйственной техники имеются единичные предложения по продаже тракторов, имеющих определенный запас назначенного ресурса или в полной мере пригодных для полного восстановления.
Стоимость такой машины определяется ее состоянием, уровнем износа и комплектацией. Ценовой диапазон варьируется в пределах от 15 до 40-50 тысяч гривен (600 – 1600$).
В данной линейке представлены аналогичные по мощности и назначению разработки харьковских и минских тракторных заводов, а также зарубежные минитракторы Xingtai-120 и Husqvarna CTH-126.
Мой КМЗ 012-й модели добросовестно отработал 9 лет без единой серьезной поломки. Мощности двигателя достаточно для вспашки грунта однокорпусным плугом на глубину до 200 мм, буксировки груженого кирпичом или другим строительным материалом жигулевского прицепа. Недостатком считаю зависимые характеристики ВОМ и бортовой гидравлики. Порадовала совместимость поршней с аналогичными деталями от 30-сильного «Запорожца».
Федор
Для вспашки тяжелых грунтов КМЗ-012 однозначно не годится, приходится задействовать более мощный колесник МТЗ. Этот недостаток полностью компенсируется применением минитрактора на других работах: на посадке, междурядной обработке, уборке и транспортировке картофеля на площади 9,5 га.
Максим Владимирович
Также смотрите
Комментарии