В сегодняшней статье мы рассмотрим один из важных моментов в работе с трактором Т-25 – схему и принцип работы сцепления. Также будут рассмотрены основные конструктивные моменты корзины (муфты) сцепления, данные ценные рекомендации как сохранить его целостность и продлить срок службы, а также произвести регулировку.
Сцеплением называют механизм в сборе (выжимная педаль или рукоять, корзина или муфта), что служит для временного отключения силовой передачи (трансмиссии) от двигателя при смене скоростных передач, а также их включения при старте трактора.
Сцепление трактора Т-25 состоит из сухой однодисковой постоянно-замкнутой муфты. Её принцип действия базируется на том чтоб посередине двух чугунных поверхностей маховика и нажимного диска крепится с помощью пружин ведущий диск со специальными накладками состоящих из материала с высоким коэффициентом трения (фрикционным).
Под воздействием пружин посредине этих поверхностей и ведущего диска возникает сила трения, которая обеспечивает передачу крутящего момента двигателя на ведомый вал муфты сцепления и затем к главной передаче трактора Т-25. При отключении муфты усилие пружин на главный диск прекращается.
Важно! Главная особенность муфты трактора Т-25 – наличие второго потока мощности. Который идет от двигателя через маховик и кожух корзины сцепления к зубчатым колесам привода насоса гидравлики.
При этому получается, что передача минует некоторые фрикционные поверхности сцепления. Из-за этого мощность от работающего двигателя к насосу передаться постоянно.
Ниже мы приведем подробную схему корзины сцепления и опишем основные моменты, которые возникают при её работе.
Муфта находиться внутри корпуса из чугуна (8). Сам корпус соединен болтами к картеру маховика мотора (7) и выравнивается по бурту.
Ведущие элементы корзины – сам маховик (1), кожу совместно со ступицей (5) и нажимной диск (2). Кожух крепится к маховику с помощью двух штифтов и 6-тью болтов. Вращение от маховика к диску передаться через кожух, с помощью направляющих пальцев (22).
Пружины находятся в выточках диска и опираются на него с помощью термоизоляционных прокладок, которые также защищают пружины от возможного перегрева при буксовании трактора.
Для того чтобы тепло лучше отводилось от пружин сцепление и нажимного диска – стаканы сделаны со специальными поперечными.
В центральной части (5) находится три гладких отверстия, а в самом диске три резьбовых для болтов, которые соединяют диск с пружинами и собственно сам кожух.
Ведомый стальной диск (3) – свободно перемещается по шлицам вала (4) корзины, также вместе с ним свободный ход имеют ступица и две асбестовые накладки.
Двухрядный шариковый подшипник, находящийся в расточке коленвала – служит передней опорой для ведомого.
В области центральной расточки соединяющего корпуса находятся стаканы: внутренний (18) и внешний (28), которые образуют полость. В ней расположен зубчатое колесо (16) привода, ведущего к гидронасосу.
Шестерня, которая напрессована на ступице (20), фиксируется на ней с помощью призматической шпонки. Вращение шестерни осуществляется с помощью двух подшипниках (17).
Внутренняя шлицованная часть ступицы (20) опирается на специальные шлицы полого вала (15). Он передаёт вращение от кожуха корзина сцепления к ведущему зубчатому колесу
Ведомая шестерня (27) находиться в постоянном зацепе с ведущей шестерней (16) привода гидронасоса, и находиться в корпусе (25). Для этого сделаны специальный люки, которые соединяют зубчатые колеса в внутреннем стакане и корпусе.
В привод насоса и ведущей шестерни масло заливается через отверстие (25), которое закрыто пробкой имеющую коническую резьбу. В верхней части соединительного кожуха, сверху полости главного зубчатого колеса находится сапун, который предотвращает повышение внутреннего давление системы.
Педаль муфты сцепление крепится на валике (9), он проходит через расточки главной передачи (6). Второй его конец соединяется с помощью вилки (7) и тяги (8) с рычагом блокировки передачи (5). Соединение педали с валиком, выключающим муфту осуществляется с помощью тяги (10).
На схеме показан пунктиром момент, когда педаль муфты сцепления выжата полностью, тогда штифт (2) должен упираться в пол (4). Это приводит к тому, что муфта полностью выключается, а рычаг (5) перемещает валик в переднее положение, при этом осуществляется свободная возможность переключения передач трактора.
Если педаль опущена, то штифт (3) упирается в пол (4), тогда муфта включена и переключение невозможно.
Регулировка муфты сцепление осуществляется по следующему принципу:
Зазор между упорного подшипника и кулачком отжимного рычага должен соответствовать 2-3 мм.
Допустима разница не более 0,1 мм для отдельных рычагов.
С периодом износа фрикционных накладок зазор будет уменьшаться. Процесс регулировки муфты сцепления проходит через люк соединяющего корпуса (10). Сам же корпус крепется болтами к лобовой плоскости корпуса главной передачи.
Процесс монтировки муфты (21) происходит в соединительном корпусе и его выполняют через люк, который закрыт крышкой (23).
Также смотрите
Комментарии