Начало работы двигателя трактора Т-40 зависит от стартера, без данного механизма его пуск невозможен. В данной статье мы подробно рассмотрим схему и принцип работы стартера 241.3708 (используемая модель в тракторе Т-40), возможные проблемы и их устранение, а также регулировка, проверка и ремонт данного механизма.
Стартер – это разновидность электродвигателя, который используют для начальной прокрутки коленчатого вала и тем самым старта двигателя.
Во «Владимирце» 40-й модели используется дизельный двигатель Д-144 модели, для его запуска нуден электромагнитный стартер с тяговым реле. Идеальным для этого решением является модель 241.3708, её же используют на ЗИЛах.
Само устройство находится с правой стороны от двигателя, и включение происходит удаленно с помощью ключа зажигания и свечи накаливания, которое находится в кабине.
Базово устройство сделано в виде электродвигателя с постоянным током и обмоткой возбуждения, также на нем используется торцевой коллектор. Ниже мы приведем его полную схему.
Заметим, что в среднем опорном диске и крышках, которые находятся со стороны привода и коллектора – запрессовано 3 подшипника, вращающих вал якоря. С помощью пружин к коллектору прижимают щетки, вал якоря оснащают приводом.
Приводная муфта передает вращение только в единственном направлении: к коленвалу двигателя Д-144, тем самым создавая разъединение валов стартера и двигателя после запуска. Тяговое электромагнитное реле устанавливают на крышке со стороны привода, и его назначение – зацепление шестерен привода (бендикс) с маховиком двигателя и соединение стартера к аккумуляторной батареи.
В момент запуска стартера 241.3708, тяговое реле с помощью рычага, перемещает сам привод по винтовым шлицам и цепляет тем самым бендикс с маховиком, после этого включается электрическая цепь системы.
При отключения реле возвратная пружина возвращает бендикс и выводит его из зацепа с маховиком, и стартер трактора отключается.
В данном разделе мы укажем базовые поломки и профилактические методы, которые помогут восстановить работоспособность механизма.
Неисправность | Причина | Устранение и предотвращение |
Не включается стартер | Нарушение целостности цепи питания, из-за коррозии или слабой затяжки наконечников | Посмотреть всю цепь, в случае надобности затянуть клеммы |
Не работает реле | Проверить обмотку, смещение диска реле, в случае необходимости провести чистку или замену | |
Короткое замыкание в системе | ремонт или замена стартера | |
Слабый контакт в системе зажигания | Замена или ремонт системы зажигания | |
Вращение коленчатого вала с малой частотой | Вязкость масла не соответствует сезонности | заменить масло с соответствующим SAE |
Слабый заряд или неработоспособность аккумулятора | Проверить батареи, при необходимости заменить или зарядить | |
Окисление контактов или их слабая затяжка | Почистить наконечники и соединяющие клеммы. Или провести их затяжку | |
Якорь вращается, но коленчатый вал не поворачивается | Пробуксовка свободного хода муфты привода стартера | Заменить стартерный привод |
Тугой ход по нарезке вала | Промывка или замена нарезки вала |
Проверку механизма нужно проводить на холостом ходу, при этом аккумулятор должен быть заряжен не менее 70%. Во время проверки проводят тест: потребляемой силы тока и частоты вращения якоря, их значении должны соответствовать стандартным, мы их приводим ниже.
Наименование | Единица измерения | Стандартное значение |
Сила тока | Амперы (А) | Не более 150 А |
напряжение на клемах | Вольты (В) | 11+0,8 В |
Вращение якоря | об/мин | минимум 5000 об/мин |
Заметим! Разборку и сборку стартера должны делать опытные мастера на соответствующих станциях.
Помимо номинальных значениях нужно смотреть качество сборки и искривление щеток.
Сначала на выводную клемму обмотки реле нужно подать напряжения номиналом 8-12В. Это можно сделать или от аккумулятора или специального низковольтного устройства. Затем корпус нужно соединить с массой или отрицательной клеммой батареи.
Для предотвращения вращения якоря нудно обесточить контакты реле. При подачи напряжения должно сработать тяговое реле и сердечник занять крайнее включенное положении, а бендикс крайнее левое.
Зазор гайки вала якоря и зубчатого колеса должен составлять 3±1 мм.
Для его регулировки нужно ослабить эксцентриковую ось и повернуть её между собственной ось установив нужный зазор.
Также смотрите
Комментарии