Трактор МТЗ-5 — история, обзор, характеристики

Большая часть моделей новых тракторов минского производства представляют собой модифицированные версии машин, с лучшей стороны зарекомендовавших себя в разных отраслях народного хозяйства. Именно к таким машинам относится трактор МТЗ-5.

Преемственность конструкции способствует унификации запасных частей и агрегатов, опыт эксплуатации базовых моделей позволяет своевременно устранять конструктивно-производственные недостатки.

Модернизации подвергаются средства механизации частных и небольших фермерских хозяйств. Популярный в то время мотоблок Беларус 05 усовершенствован в версиях с индексами от 06 до 012. Новые модели характеризуются повышенной мощностью, улучшенным дизайном, увеличенным сроком службы основных узлов.

МТЗ-5
Фото: трактор МТЗ-5

  • Колесный трактор МТЗ-5 общего назначения был создан на основе морально и технически устаревшей машины МТЗ-2. Заложенные в его конструкцию решения были использованы при разработке известного трактора МТЗ-50.
  • 5-я модель характеризуется универсальностью и совместимостью с разными видами навесных и прицепных сельхозмашин, экскаваторным и погрузочно-разгрузочным оборудованием.
  • За пять лет МТЗ-5 минскими машиностроителями выпущено более 600000 единиц, после чего производство было перемещено на завод «Южмаш». Улучшенная версия после небольших усовершенствований получила новое название ЮМЗ-6.

Технические характеристики

Габариты базовой модели весом в 3190 кг находятся в пределах 4,09 х 1,84 х 2,39 метра, дорожный клиренс под передним и задним мостом соответственно 640 и 450 мм. Эксплуатационные возможности трактора повышены за счет большого диапазона регулировки колеи, применения широкопрофильных шин низкого давления, улучшения конструкции обоих мостов и ходовой части в целом.

  • Первые серии тракторов комплектовались четырехцилиндровыми 40-сильными двигателями марки Д-40 с расходом дизельного топлива до 200 г/л.с. в час. Одной 90 литровой заправки с небольшим остатком хватало на одну рабочую смену.
  • Скоростной диапазон в пределах 1.4-22,4 км/ч обеспечивал освоение больших объемов сельскохозяйственных работ и частично — транспортных перевозок.
  • Впоследствии мощность силовых агрегатов была повышена до 48 л.с, новые машины получили доработанную муфту сцепления и более совершенное электрооборудование. Нагруженные шестерни двигателя и детали трансмиссии стали более износостойкими за счет закаливания рабочих поверхностей токами высокой частоты.
  • Расходные материалы и запчасти разных версий 5-й модели были в значительной степени унифицированы. Исключение составляли системы запуска и отдельные комплектующие электрооборудования.

Состав штатного рабочего оборудования эксплуатируемого трактора включает в себя достаточно совершенную бортовую гидравлику и заднюю навеску совместимую с самыми разными видами агрегатов сельскохозяйственного, коммунального и строительного назначения. Для транспортирования тяжелых прицепов применяется сцепное гидрофицированное устройство, для активации стационарного оборудования — приводной шкив или ВОМ.

МодельМТЗ-5
ДвигательД-40
Мощность, л.с.40
Расход топлива, г/л.с. в час200
Объем топливного бака, л90
Габариты, мм4,09 х 1,84 х 2,39
Масса, кг3190



Коробка передач

При разработке трансмиссии существенные изменения в конструкции коробки перемены передач были вызваны необходимостью подключения независимого вала отбора мощности, используемого для активации навесных агрегатов.

Выполнена замена шариковых подшипников роликовыми, вместо литой кулисы рычага переключения скоростей установлена штампованная. Цементацией и закаливанием рабочих поверхностей токами ВЧ повышена износостойкость шлицов валов и ступиц шестерен.

Долговечность узла шаровой опоры продлена за счет установки наружного гофрированного чехла. В числе плюсов КПП — возможность устранения достаточно сложных неисправностей без предварительного демонтажа.

Преимущества и недостатки

В списке неоспоримых достоинств пятой модели -100%-я взаимозаменяемость с однотипными машинами минского завода корпусов задних мостов и КПП, комплектующих трансмиссии, унификация ВОМ гидросистемы и дифференциала заднего моста.

  • Простая конструкция и возможность свободного доступа к узлам и агрегатам допускает устранение отказов и неисправностей своими силами с помощью только штатного набора инструментов.
  • Традиционная для минской тракторной линейки унификация позволяет использовать ассортимент комплектующих и расходных материалов предназначенных для обслуживания и ремонта современных тракторов 50-й и частично 80-й моделей.

В недостатках следует отметить относительно короткий срок службы штатного двигателя, низкий комфорт рабочего места водителя, отсутствие гидроусилителя руля, невозможность установки дополнительного оборудования.

Перечень можно дополнить небольшой транспортной скоростью, неэкономичным расходом топлива на высокооборотных режимах работы. В регионах с холодным климатом сказывается отсутствие предпускового подогревателя.

Цена трактора МТЗ-5

Реализовать мечту о покупке нового трактора 5-й модели, скорее всего, не удастся. Машина снята с конвейера много десятилетий тому, следовательно, по многим показателям считается раритетной.

Тем не менее, до настоящего времени встречаются единичные предложения по продаже тракторов МТЗ-5 и их модификаций с полной или частичной заводской комплектацией. Больше предложений по продаже однотипных машин марки ЮМЗ.

Стоимость подержанной техники определяется остатком ее ресурса и общим техническим состоянием. Эти машины реализуются в бюджетном ценовом диапазоне, тем не менее, стоимость капитально отремонтированного трактора, укомплектованного более мощной силовой установкой, начинается с 50-60 тысяч гривен (2000$).

Покупке дешевых машин стоимостью 15-20 тысяч грн. (до 1000$) оправдывает себя крайне редко. Ремонт старой и изношенной техники может потребовать затрат по объему не сопоставимых с полученной экономией.

Видео: МТЗ-5 в работе

Аналоги

Данный трактор производства Беларусь представлен в нескольких версиях, отличающихся наличием закрытой кабины, раздельно-агрегатной гидравлики, способом запуска. Тракторы с индексом ЛС и МС опционально могут эксплуатироваться в полугусеничном варианте.

Полноприводной трактор для обработки песчаных и переувлажненных грунтов МТЗ-7 отличается от базовой машины наличием раздаточной коробки и карданного привода.

Аналогами трактора 5-й модели могут считаться тракторы ЮМЗ-6, которые с небольшими усовершенствованиями производились на заводе «Южмаш» с 1958 по 1972 год.

Отзывы владельцев

Кажется я уже шестой по счету владелец МТЗ-5 одного из первых выпусков. Из заводской комплектации осталось немного, поскольку прежние владельцы меняли изношенные детали и агрегаты из того, что было доступно по стоимости. Тем не менее, машина на ходу. Вспашка огородов, доставка угля и дров приносит стабильную прибыль, менять на что-то новое пока не планирую.
Михаил Владимирович

После многолетней работы в фермерском хозяйстве выкупил МТЗ-5 в личную собственность. Небольшая транспортная скорость, жесткая подвеска, отсутствие рулевой гидравлики компенсируются неприхотливостью к топливу и маслам, высокой ремонтопригодностью всех систем и агрегатов. Зарабатываю на аренде, за отсутствием гидросистемы работаю только с прицепными сельхозмашинами. При грамотном обслуживании — это одна из самых надежных машин.
Орест



Оценка статьи:
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (голосов: 1, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...
Поделиться с друзьями:

Также смотрите

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *