В далеком 1948 году был спроектирован первый колесный универсальный трактор, предназначенный для работы с прицепными и навесными сельхозмашинами, активации рабочих узлов стационарных агрегатов. Возможности нового трактора предполагалось расширить за счет установки бортовой гидросистемы, экономичного дизельного силового агрегата.
Проект был реализован силами Минского завода, на котором было налажено производство двух однотипных версий.
Первый опытный образец МТЗ-2 вышел из сборочного цеха своим ходом в середине июля 1949 года. Эта машина стала основой для разработки более мощного и производительного трактора МТЗ пятой модели.
После тщательных и продолжительных заводских испытаний обе версии были запущены в производство, которое было остановлено в 1953 году с началом выпуска МТЗ-5, больше известного под названием Беларусь МТЗ-5.
Эти проекты определили статус Минского машиностроительного завода в качестве специализированного предприятия по разработке и производству колесных тракторов универсально-пропашной категории, обладающих широким спектром применения.
Белорусский Трактор МТЗ-2 комплектовался дизельным приводом Д-36, который выгодно отличался от предыдущей модели облегченным радиатором и менее массивным поддоном картера.
Тем не менее, базовой силовой установкой стал более совершенный по экономичности, конструкции и тяговым характеристикам двигатель Д-40К с удельным расходом дизельного топлива до 300 г/(кВт⋅ч) закрепленный на жесткой раме в трех точках.
В его конструкцию были изначально заложены передовые для своего времени разработки, в частности:
Благодаря установке термостата существенно сократилось время прогрева двигателя, повысилась эффективность работы водяной системы охлаждения в целом. Запуск основного силового агрегата производился с помощью карбюраторного пускового двигателя марки ПД-10М мощностью 10 л.с.
Более мощный двигатель и правильно рассчитанные параметры трансмиссии позволили поднять тяговые характеристики обоих машин до класса 1,4.
Модель | МТЗ-1 | МТЗ-2 |
---|---|---|
Колесная формула | 4х2 | 4х2 |
Масса снаряженная, кг | 3150 | 3250 |
Габаритные размеры, мм | 3708х1884х 2423 | 3678х1884х 2423 |
Клиренс, мм | 440 | 440 |
Колесная база, мм | 2410 | 2380 |
Двигатель | Д-36 | Д-36 |
Рабочий объем, см3 | 4080 | 4080 |
Мощность, л.с. | 37 | 37 |
В состав трансмиссии входила сухая дисковая муфта сцепления замкнутого типа, многоступенчатая коробка передач с приводом на независимый ВОМ и выносной шкив.
Это устройство было необходимо для приведения в действие стационарных устройств типа: молотилок, веялок и насосов. Ременная передача использовалась для привода зернодробилок, маслопрессов, станков и других стационарных агрегатов.
Пять передач переднего хода обеспечивали скоростной диапазон машины в пределах от 3,78 до 13 км/ч. Минимальная скорость с включенным замедлителем равнялась 0,5 км/ч. Наличие одной задней скорости исключало возможность работы трактора в реверсном режиме.
Блокировка дифференциала и широкопрофильные шины колес с небольшим удельным весом на грунт, устраняли проблемы эксплуатации тракторных сцепок на переувлажненных и рыхлых грунтах. При необходимости, сцепной вес увеличивался за счет подвески балластных грузов и залитой в пневматики колес воды.
Помимо бортовой гидросистемы на тракторы 1 и 2 версии устанавливались съемные прицепные устройства. Машины, оборудованные замедляющими редукторами, комплектовались наборами шестерен разного диаметра. Таким образом, тракторы могли работать с навесными рассадопосадочными и уборочными агрегатами в двух скоростных диапазонах.
Обе версии тракторов МТЗ привлекали эксплуатационников простой конструкцией, уникально высокой ремонтоспособностью, возможностью устранения достаточно серьезных отказов с помощью штатного набора инструментов.
Во многих случаях выручала взаимозаменяемость узлов и агрегатов — заднего моста, корпуса КПП, шестерен конечных передач и запасных частей, предназначенных для восстановления работоспособности более новых машин, в частности МТЗ-50 и их прототипов.
В значительной степени были унифицированы приводы ВОМ, гидронасоса, исполнительных цилиндров и распределителя гидросистемы. Имела место практически 100%-я унификация запчастей и расходников с южмашевскими тракторами модели ЮМЗ-6.
Стандартный для старых машин набор недостатков — это:
Перечень можно дополнить нечеткой работой гидрораспределителя, а также частыми отказами из-за неплотной посадки перепускного клапана.
В бывшем Союзе продажа тракторной техники в частное пользование была полностью исключена, поэтому судить о стоимости новой машины сложно. В наше время купить можно только бэушную машину, выработавшую по крайней мере несколько назначенных ресурсов.
Целесообразность такого приобретения сомнительная, поскольку нередко от заводской комплектации остается только остов. Доработанные и усовершенствованные по своему разумению тракторы 2-й, реже-1-й версии их владельцы предлагают купить по стоимости от 1000 до 3000 у.е. Статистика показывает, что в большинстве случаев потенциальные покупатели реализуют свои планы приобретением более дорогой, но технически более совершенной машины типа МТЗ-5 или ее прототипа ЮМЗ.
Наиболее близкими по мощности двигателя и рабочим параметрам прототипами были липецкие тракторы Т-40, известные в обиходе под названием «сороковки». Эти машины отличались наличием принудительного воздушного охлаждения, были более требовательными к выбору ГСМ, имели существенные ограничения по работе силового агрегата на минимальных оборотах.
В свое время отработал на МТЗ-2 полных 8 лет. Кабину поставил от списанного ЮМЗ, особо переделывать ничего не пришлось. Отказы гидросистемы компенсировались идеальной работой двигателя и трансмиссии. Были небольшие проблемы с механизмом переключения КПП, в остальном машина достойная во всех отношениях.
Андрей Федорович
Знакомый пригнал из соседнего района купленный по стоимости металлолома старый колесник. На табличке написано МТЗ- 1, хотя колея переднего моста обыкновенная. Двигатель работает четко, немного шумит коробка передач, небольшой люфт в рулевом управлении. Даже не верится, что по возрасту трактор ровесник полета Гагарина. Умели же люди делать хорошие вещи.
Гера
Также смотрите
Комментарии