Трактор ХТЗ-121 — бюджетный вариант колесного универсала

При разработке новой модели средне-литражного трактора, конструкторы ХТЗ сделали упор на совершенствование маневренности и проходимости, повышение тягово-сцепных характеристик, упрощение технического обслуживания, создание оптимальных условий для работы водителя.

  • Функционал новой универсально-пропашной машины, поступившей в массовое производство под маркой ХТЗ-121, ориентирован на выполнение трудоемких и объемных сельскохозяйственных работ.
  • Этому способствует мощная силовая установка, совместимость переднего и заднего механизма навески с широким ассортиментом полунавесных, навесных и прицепных агрегатов разного назначения.
  • 121-я модель менее популярна, чем тракторы ХТЗ-150, тем не менее, пользуется повышенным спросом. В ее конструкцию заложены эксплуатационные возможности колесного универсала 3-й тяговой категории.
  • Рабочие параметры машины определяют ее эффективное во всех отношениях применение в агрофирмах, фермерском бизнесе, городских коммунальных хозяйствах. Доказана пригодность этой модели для транспортировки тяжелых грузов в условиях бездорожья.

Трактор ХТЗ-121
Фото: трактор ХТЗ-121

Благодаря оригинальным техническим решениям трактор ХТЗ-121 по производительности, экономичности и другим важным параметрам максимально приблизился к уровню европейских стандартов.

Технические характеристики

Трактор ХТЗ-121 весом 8,2 тонны и базой 2,86 метра характеризуется умеренными габаритами, что положительно сказывается на его маневренности. Длина, ширина и высота машины в пределах 6,64 х 2,48 х 3,38 метра, радиус разворота — 7,1 метра.

Габаритные параметры, эффективные тормозные устройства и низкое удельное давление пневматиков позволяют задействовать трактор для буксировки прицепов с тяжелыми грузами по городским улицам и дорогам общего назначения.

Колея шириной 2,05 метра позволяет использовать трактор на крутосклонном рельефе. Дорожный клиренс высотой 0,53 метра и широкопрофильные сдвоенные пневматики полноприводной ходовой части определяют возможность его применения на проблемных участках с переувлажненными и заболоченными грунтами.

МодельХТЗ-121
ДвигательСМД-19Т.02
Мощность,кВт (л.с.)111,8 (152)
Номинальная частота вращения, об/мин1850
Расход топлива, г/кВт.ч. (г/л.с.ч.)221 (163)
База, мм2860
Габариты, мм6640 х 2480 х 3375
Дорожный просвет, мм530
Масса, кг8220

Силовой агрегат и трансмиссия

В качестве штатного двигателя используется фирменный шестилитровый дизель СМД-19Т.02. Эксплуатационные возможности этого двухрежимного агрегата мощностью 152 л.с. повышены применением турбонаддува с предварительным охлаждением воздуха.

  • Двигатель отличается от однотипных моделей экономичным расходом топлива, который на рабочих оборотах составляет всего 163 г/на л.с в час. Емкость 280-литрового бака гарантирует полную автономность работы тракторного агрегата на протяжении полутора-двух рабочих смен.
  • Комплектующие детали и отдельные узлы СМД-19Т.02 более чем на 50% унифицированы с идентичными по конструкции и мощности фирменными двигателями бренда СМД.
  • Для 121-1 модели разработана оригинальная двух-дисковая муфта сцепления с проходным валом для активации механизма отбора мощности и передачей крутящего момента на многодиапазонную КПП с гидравлическим управлением и раздаточной коробкой.
  • Конструкция трансмиссии предусматривает возможность переключения скоростей без предварительной остановки агрегата. Вращательный момент передается на мосты ходовой части посредством карданной передачи.
  • Конструкция заднего моста выполнена по классической схеме с автоблокировкой дифференциала и приводом независимого механизма отбора мощности. Передний ВОМ однорежимный, со скоростью вращения 1000 об/мин.

Подвеска заднего моста ХТЗ-121 жесткая, переднего моста — балансирная. Основные тормоза колодочные с пневматическим управлением, стояночные — пневмопружинные.

Гидросистема классического раздельно-агрегатного типа с грузоподъемностью передней и задней навески соответственно 1,5 и 4,5 тонны. Одноместная кабина с жестким внутренним каркасом характеризуется полноценной виброзащитой, эффективной теплозвукоизоляцией, удобным размещением элементов управления, чувствительной гидравликой рулевого управления.

Преимущества и недостатки

ХТЗ-121-й модели органично сочетает в себе универсальность применения, доступную стоимость, отличные для своего класса тяговые параметры, экономичность обслуживания, широкий ассортимент ремонтных и расходных ресурсов.

  • Потребители дают высокую оценку надежности и долговечности отдельных агрегатов и всего трактора в целом, взаимозаменяемости запасных частей, неприхотливость двигателя СМД к горюче-смазочным материалам.
  • В перечне основных преимуществ совместимость с сельхозмашинами и навесными устройствами коммунального назначения выпуска прошлых лет, возможность эксплуатации трактора в сложных погодно-климатических условиях.
  • Много положительных отзывов по оборудованию и оформлению кабины. Отмечается существенное снижение наружного шумового фона, эффективная во всех отношениях климатизация внутреннего объема, увеличенная площадь остекления.

Стабильно высокий спрос на новые модели харьковской тракторной линейки сохраняется за счет взаимозаменяемости с машинами выпуска прошлых лет, высокой ремонтоспособности, возможности самостоятельного устранения неисправностей на отдалении от ремонтной базы.

При повседневной эксплуатации приходится учитывать вероятность пробуксовки ведущих колес при движении трактора по бездорожью, а также снижение тягового момента до 30% из-за особенностей конструкции колесного шасси.

Цена ХТЗ-121 нового и подержанного

Новые экземпляры этой модели представлены в продаже единичными предложениями. Стоимость в большинстве случаев договорная, цена может варьироваться на уровне 11-12 тысяч у.е.

Более широкий выбор на рынке подержанной тракторной техники. В зависимости от общего состояния машины и ее комплектности, остатка ресурса и количества выполненных ремонтов, бэушный трактор можно купить в ценовом диапазоне от 6 до 9 тысяч у.е.

Видео: ХТЗ-121 в работе

Аналоги

В этой категории находится два трактора харьковского завода Т-120 и Т-150К, Джон Дир 6-й серии, и несколько однотипных машин зарубежного в большинстве своем, китайского производства.

Отзывы владельцев

У меня на хозяйстве обе машины харьковского завода Т-150 и ХТЗ-121. На вспашке до 300 мм обе машины показали отличные результаты, но расход топлива ветерана Т-150 с ярославским дизелем существенно ниже. В 121-й модели нравится компоновка. В кабине достаточно комфортно, но при сильных морозах внутренний объем прогревается долго. К материальной части претензий нет. На протяжении одного сезона были небольшие проблемы с рулевой гидравликой, в периодической подтяжке нуждается резьбовой крепеж.
Юрий Владимирович

Харьковские тракторы уважаю за выносливость, доступную стоимость и ремонтоспособность. ХТЗ-121-й модели арендую для вспашки десятигектарной плантации. Получается дешевле, чем своим МТЗ-82. Машина по-своему неплохая, но мне кажется, что характеристики штатного СМД существенно завышены. После 180 часов наработки появился шум в газораспределительном механизме, по сравнению с прошлым годом увеличился расход масла. У моего знакомого ЯМЗ на колесном Т-150 выработал большую часть назначенного ресурса без единой поломки. Желание харьковчан пополнить ассортимент своей продукции новой машиной понятно, но лучше было бы вложить средства в доработку неплохо зарекомендовавшего себя Т-150К.
Геннадий

Оценка статьи:
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (голосов: 1, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...
Поделиться с друзьями:

Также смотрите

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *