На популярных тракторах марки МТЗ-80 и МТЗ-82 стоит обычное компрессорное устройство. Оно одноступенчатое, поршневого типа, имеет один цилиндр. Компрессор расположен на крышке распределения дизеля слева. В движение он приводится от шестерёнки топливного насоса. Это осуществимо благодаря промежуточной шестерёнке и шестерёнке, размещённой на коленчатом валу компрессорного устройства. Верхняя часть компрессора содержит нагнетательный клапан и клапан для забора воздуха. Эти клапана пластинчатого типа, прижимаются к сёдлам при помощи пружин.
С точки зрения техники, компрессорное устройство можно считать мотором внутреннего сгорания, только наоборот. Он уже получает крутящий момент от коленчатого вала, и преобразует его в воздушный поток с приличным давлением.
Компрессор является составной частью пневматической системы трактора. Он нагнетает воздушный поток, сила которого может использоваться в его работе, обеспечивая ряд функций. Обычно это управление тормозной системой прицепа и других механизмов, которыми можно оснастить трактор. Часто сжатый воздух используют для подкачки шин.
Компрессор имеет воздушное охлаждение и смешанную систему смазки. Масло подаётся из масляной магистрали дизеля. Этот путь пролегает мимо крышки компрессора, и через специальное отверстие уплотняющего приспособления подаётся к каналу коленвала. По этому пути масло подаётся к шатунному подшипнику. Параллельно оно по трубочке течёт к подшипнику промежуточной шестерёнки. Другие части смазываются путём разбрызгивания. Из компрессорного устройства моторное масло попадает в поддон дизеля.
коленчатый вал,
головка цилиндра,
поршень,
картер,
клапаны — нагнетательный и воздухозаборный,
поршневые колечки,
шатун,
шестерня,
поршневой палец,
подшипники коленвала,
цилиндр,
стакан подшипника,
элементы крепежа.
При эксплуатации мотора приходит во вращательное движение коленвал компрессора. При перемещении поршня к верхней мёртвой точке газ подвергается сжатию и выталкивается через нагнетающий клапан в нагнетающий канал. По трубопроводу воздух достигает баллона. Давление в баллоне растёт, максимальное его значение — 7,4 кгс/см2. Происходит срабатывание регулятора давления, воздух перестаёт нагнетаться в баллон. При падении давления до 6,6 кгс/см2 — опять срабатывает регулятор давления, нагнетаемый поток воздуха снова заполняет пневматическую систему. А из баллона воздух подаётся на требуемые силовые агрегаты трактора. Баллон является своеобразным накопителем сжатого воздуха.
Отсутствие требуемого давления газа (воздуха) в системе показывает на неисправности герметичности клапанов компрессорного устройства. Это ещё можно объяснить проскальзыванием ремня привода на шкиве. Если после выполнения натяжения ремней давление не поднимается, а утечка воздушного потока не выявлена, значит, причина в самом компрессоре. Его демонтируют с трактора, повергают разборке и проверяют техническое состояние частей.
Для этого необходимо сначала отсоединить трубопроводы: нагнетательный, всасывающий, масляный. Потом откручивают гаечки и крепящий болт. При проверке качества клапанов откручивают пробку и штуцер, поднимают корпус и достают пружинку клапана.
Повреждённые, сильно изношенные клапаны подлежат замене. Если клапан имеет двустороннюю шлифованную поверхность — его можно развернуть. Новые клапана подлежат притирке. Притёртые части и поверхности следует тщательно вымыть в керосине или солярке. Если есть необходимость — меняют пружинки клапанов.
Низкое давление обычно вызвано износом деталей поршневой группы компрессорной установки. Явным признаком этого износа можно считать высокое количество масла в конденсате. Это обусловлено износом колец поршней и уплотнительных элементов коленвала. Наличие стука в области перемещения поршня говорит о его износе. А стук в области коленвала свидетельствует об износе биметаллических вкладышей. Ещё причиной постороннего звука может быть износ игольчатого подшипника, который находится на шейке коленвала.
Для устранения этих неполадок компрессор разбирают, детали подвергаются осмотру и исследованию степени их износа. Нутромером с индикатором замеряют внутренний диаметр цилиндра. Он должен быть примерно 72,02 мм. А при помощи микрометра измеряют наружный диаметр поршневой юбки. Значение должно быть 71,87 мм. Эти размеры соответствуют компрессору марки А-29.01.000.
Зазор замка кольца, поставленного в цилиндр, должен быть не больше 1,21 мм. Торцевой зазор между поршневой канавкой и поршневым кольцом должен составлять не больше 0,41 мм. Если имеется люфт верхней головки шатуна по плоскости, параллельно оси коленвала, меняют подшипник шатуна. В техническом описании ремонта трактора имеется схема замены подшипника шатуна с неразъёмной головкой внизу.
При замене деталей приводного механизма, демонтируют рычаг и производят выпрессовку приводной оси. При сборке после ремонта ставят цилиндр на корпус картера двигателя, и производят затягивание головки при помощи динамометрического ключа. Это действие проводят в два захода. Сила затяжки должна быть от 12 до 17 Нм.
механический износ деталей и составных частей,
природные и погодные условия,
нарушение правил эксплуатации,
несвоевременное и некачественное техническое обслуживание,
использование бракованных комплектующих,
прочие причины.
Качественное обслуживание, своевременный уход, соблюдение режимов эксплуатации продлевают срок службы этого важного узла трактора.
Также смотрите
Комментарии